Иоанн Реморов
4 марта 2015 в 19:05
Вновь о кулябинском «Тангейзере», раз общество требует экспертизы.
Предлагаю свой скромный опыт экспертной оценки на основе сведений из открытых источников, в том числе на основании интервью Кулябина (http://lenta.ru/articles/2015/02/26/tangezer/).
1. Было ли в постановке оперы «Тангейзер» совершено оскорбление религиозных чувств?
Да. Помещение образа Иисуса Христа в контекст очевидного греха, представленное как в сюжете первого действия, так и на плакате во втором действии, воспринимается как оскорбление множеством верующих, поскольку отношение верующего человека ко Христу сопоставимо с отношением к собственным родителям.
2. Было ли это оскорбительное изменение сюжета преднамеренным?
Да, Кулябин в своём интервью говорит, что намеренно стремился ввести в сюжет такой мотив, который вызвал бы скандал и ожесточённую реакцию у сегодняшней публики, и нашёл, что наиболее «неоднозначную реакцию» вызывает именно появление образа Христа.
3. Были ли зрители предупреждены о возможном оскорблении? Иначе говоря, правомерно ли говорить: «Если вас это оскорбляет, нечего было приходить»?
Нет, зрители шли, ожидая увидеть оперу Вагнера «Тангейзер», содержание которой совсем иное и не предполагает подобных кощунств. Они не были предупреждены о столь провокационном содержании.
4. Можно ли сказать, что согласно постановке Кулябина совершивший такое оскорбление персонаж (Тангейзер-кинорежиссёр) является отрицательным героем, и его поступок осуждается?
Нет, в кулябинской версии, напротив, осуждаются гонения на бедного режиссёра, а сам он предстаёт фактически в ореоле мученика. В этом отличие от изначальной вагнеровской версии, где певец, поражённый неизменностью чистой любви Елизаветы, приносит покаяние в своей ошибке и в финале получает божественное прощение. У Кулябина его Тангейзер не испытывает нужды ни в покаянии, ни в прощении.
Итак, наша краткая экспертиза показала, что в постановке оперы «Тангейзер» на сцене крупнейшего театра нашего города режиссёром Кулябиным было преднамеренно совершено такое изменение сюжета, которое стало оскорблением религиозных чувств, зрители об этом не были извещены заранее, а персонаж, совершивший по сюжету это деяние, представлен в одобрительном, сочувственном ключе.
Не буду делать никаких юридических выводов, а хочу лишь привлечь внимание к тому, что Кулябин поступил, мягко говоря, нехорошо, и его действия внесли в общество разделение. В сложившихся обстоятельствах повторная постановка спектакля в неизменном виде станет провокацией, направленной на усугубление противостояния в обществе. Давайте же, напротив, учиться не оскорблять других людей и строить мирное гражданское общество без провокаций.
Источник