Ответ на сообщение Наука и Религия: противостояние Цивилизаций. пользователя JackFrost
«Апокриф Иоанна причисляют к важнейшим источникам для изучения гностицизма...
И древностью своего происхождения, и богатством содержания, и единой мировоззренческой установкой Апокриф Иоанна играл ведущую роль в той традиции, которой обязано собрание рукописей. Недаром во всех трех кодексах из Наг-Хаммади, где есть версии этого произведения, именно оно на первом месте и только в Берлинском папирусе 8502 - на втором». (М.Трофимова)
http://xpectoc.com/issledovaniya/apokrificheskie-pisaniya/apokrify-drevnih-hristian/apokrif-ioanna_3/
Откроем Апокриф Иоанна в переводе Дмитрий Алексеева, как более современный и, возможно, более корректный перевод памятника, и прочитаем о начале космогонической драмы «падения» Софии:
«София же Эпинойа, будучи эоном, измыслила замысел в себе с помышлением незримого Духа и предвидением.
Она пожелала явить подобие из себя без воли Духа, - Он не благоволил - и без своего супруга, без его мысли. Не согласился же лик её мужественности и не нашла она согласного с ней.
Она решила без воли Духа и знания согласного с ней, она выкинула.
(10) И из-за неодолимой силы, которая в ней, её помышление не было праздным, и явилось из неё создание незавершённое и отличное от её образа, ибо она создала его без своего супруга.
И оно не было подобно виду своей матери, будучи иного образа.
Когда же она увидела своё желание, оно стало образом изменчивым, - змея с мордой льва. Его глаза были как огонь молний сверкающих.
Она выбросила его прочь из тех мест, чтобы никто из бессмертных не увидел его, поскольку она создала его в неведении.
И она окружила его световым облаком. И она поставила в середине облака престол, чтобы никто не увидел его, кроме Духа Святого, называемого Матерью живых.
Она назвала его именем Ялдаваоф. Это первый архонт; он получил большую силу от своей матери.
Он удалился от неё, он ушёл из мест, в которых был рождён. Он захватил <другие места>, он сотворил себе другие эоны, в пламени светлого огня, существующего ныне».
http://xpectoc.com/biblioteka-tekstov/perevody/biblioteka-nag-hammadi/2-kodeks/apokrif-ioanna/
Мы видим, что София, или как её нередко называют Премудрость Божья, помещенная у четвертого света Илилифа, которая была частью Плеромы и эоном, являясь ипостасью Мысли – женского начала, задумала некое действие, в соотвествии со своей силой, известным ей механизмом Плеромы, предвидением и размышлением Духа. Действие она это совершила и результатом этого действия явилось создание изъяна, который есть первый архонт, описываемый в зооморфных образах, по имени Ялдаваоф. Мы не будем здесь заострять внимание на причинах этой космогонической драмы, а лишь констатируем факт рождения изъяна – Ялдаваофа.
Мы видим, что Ялдаваоф получил большую силу от своей матери Софии, удалился из мест, в которых был рожден, захватил некие «другие места» и сотворил себе другие эоны в пламени светлого огня. То есть, вполне очевидно, что Ялдаваоф начинает творить собственные миры, которые явно являются ущербными, так как являются произведениями изъяна. Именно потому речь идет о пламени светлого огня, а не о Свете, из которого состоит вся Плерома.
Далее по тексту Апокрифа Иоанна Ялдаваоф, «соединяясь со своим безумием», творит власти для себя в количестве 12 штук, устанавливает «семерых царей над небесами и пятерых над глубиной бездны, чтобы они царствовали», наделяя их своим огнем, но, не посылая силы Света от Матери. Далее первый архонт творит семь сил, которые творят 365 ангелов и т.д.
То есть, была проделана определенная работа по созданию миров и сущностей, обитающих в них. И только после всего этого происходит следующее:
«Итак, начала носиться мать. Она узнала об изъяне, когда оскудело сияние её света, и она омрачилась, поскольку не согласился с ней её супруг».
Я же сказал: «Господи, "носиться" - это что?»
Он же рассмеялся, Он сказал: «Не думай, что, как сказал Моисей, "над водами".
Нет, но увидев зло, которое появилось, и захват, который совершил её сын, она раскаялась.
И ей было дано забвение во тьме неведения. Она начала стыдиться, она не осмелилась возвратиться, но двигалась туда и сюда. Движение же - это "носиться"».
Вполне однозначно, что данная полемика отсылает нас к книге Бытия главе 1:
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
Других вариантов нет, что очевидно. Сопоставляя эти два текста, видно, что сотворенные небо и земля являются теми самыми «эонами в пламени светлого огня», над которые «безвидны и пусты» и над которыми носится София – Дух Божий в стыде своего раскаяния за содеянное.
Всё дальнейшее творение, изложенное в 1 главе книги Бытия вполне соответствует дальнейшему развитию событий, описываемых в Апокрифе Иоанна, вплоть до сотворения первого человека.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
«Мужчину и женщину сотворил их» вполне соответствует андрогинной природе первого человека, что вряд ли можно оспорить.
То есть, следуя повествованию Апокрифа Иоанна, можно ассоциировать вышеупомянутое творение первого человека из первой главы книги Бытия с изготовлением душевного тела первого человека из Апокрифа Иоанна.
Еще одно подтверждение тому, что душевное тело первого человека изготавливали архонты есть в первой главе книги Бытия, где в качестве слова Бог используется множественное число слова Эль (Бог) – Элохим (Боги) и руководил всем этим воинством тот, кого иудеи почетно величают Эль Элохим (Бог Богов).
Всё вышесказанное, вполне однозначно свидетельствует о том, что Элохим это власти, силы и ангелы первого архонта, создававшие душевное тело первого человека, о чем подробно описано в Апокрифе Иоанна.
Другое дело, что во второй главе Бытия Бог называется уже именем Яхве Элохим, то есть дословно Боги Яхве и происходит некая замена одних верховодящих богов на других.
После того, как Свет из первого архонта (Эла-Ялдаваофа) был удален, он потерял силу и могущество, которое было в нем, по сравнению с другими архонтами. Это и могло явиться причиной того, что кто-то из его же созданий, постепенно набрав силу, сумел вобрать в себя своего создателя и занять его место. О такой ситуации может свидетельствовать множество мифов из различных политеистических религий, в которых сын верховного бога, зачастую при помощи матери или других богов, уничтожает тем или иным образом или поедает своего отца, становясь верховным божеством.
При этом, авторство плоти и созданий во плоти является вторичным, поскольку плоть («самая нижняя часть вещества») создавалась уже после того, как Свет (сила Матери) вошел в душевное тело из Ялдаваофа, а значит сам Ялдаваоф фактически стал равен со своими созданиями. Несомненно одно, что плоть создавалась архонтами, не имеющими в себе Света.
В связи с этим, разница между Эль Элохим и Яхве Элохим заключается лишь в наличие Света у верховного архонта Эла – Ялдаваофа, да и то только до момента создания первого человека, в которого верховный архонт «вдул» всю свою силу от Матери. Сами же архонты без Света являются не просто изъяном, а творениями изъяна, что может свидетельствовать лишь о большей степени их ущербности по-сравнению с самим изъяном.
В любом случае, отождествление Эль Элохим и Яхве Элохим с Отцом небесным Аутогена-Христа, как минимум нелогично. Поклонение Эль Элохим или Яхве Элохим остается лишь поклонением архонтам или князю мира сего, о чем вполне однозначно сказано в Ин.8.44.
Опираясь на вышеизложенное, весьма сомнительно предполагать, что античные гностики могли поклоняться архонтам в лице Элохим. Такие воззрения, скорее всего, могли появиться у поздних гностицизирующих сектантов в полемике с ортодоксальной доктриной.
Тем более удивительна такая позиция некоторых современных исследователей Гносиса, а именно, отождествление Элохим с благим Богом-Творцом, Отцом Аутогена-Хреста.
Потому, следующее определение гностицизма:
«Гностицизм — комплекс идей, основывающийся на различении и даже противопоставлении в начальных главах книги Бытия Бога (Элохима, Быт., 1:1-2:3), и бога Яхве (Быт., 2:4 слл). Этот комплекс идей нашел своё многообразное выражение и развитие как в канонической и апокрифической христианской, так и в не-христианской литературе, а также в религиозных представлениях ряда групп в поздней античности, Средневековьи и Новом времени вплоть до сего дня».
Скорее всего, можно определить, как некий юмор или вполне закономерную тенденцию инерционности общепринятых представлений о гностицизме, к которому относят без разбора все позднегностицизирующие секты, не вычленяя некую первоначальную доктрину, из которой выросли все христианские секты, как ортодоксальные, так и гностические.
Сама постановка вопроса о том, что ученики Иисуса, писавшие Евангелие от Фомы и Апокриф Иоанна, могли исповедовать Элохим с его духом, носящимся во тьме, как Благого Отца Иисуса, выглядит, по меньшей мере, анекдотической.
Нельзя все сводить к иудейским источникам.
Впрочем, полемика старая.... Года четыре, как был опубликован нашумевший доклад.
"Ноздрев был исторический человек. Ни на одном собрании не обходилось без истории. Или выведут его под руки жандармы или принуждены вытолкать свои же приятели. Или проврется самым жестоким образом."
Исправлено пользователем Victor-885 (19.04.15 16:18)