Первое мая уже трудно назвать таким, когда-то привычным именем: "День международной солидарности трудящихся". Трудно также сказать, например, что его отмечает "все прогрессивное человечество". Реальный прогресс цивилизации размыл прежние понятия о прогрессивности, сделал достаточно эфемерным понятие "трудящиеся" и подорвал когда-то ежегодно подпитываемую миллиардами рублей солидарность тех, кто этим именем официально назывался.
Все это дает нам возможность свободно, отряхнув с наших ног прах давящих и понукающих идеологий, рассмотреть теорию, которую, по их утверждениям, взяли за основу строители "светлого будущего".
И, если рассматривать ее отстранено, не связывая с жестокостью "воплотителей", можно признать, что идея равного и справедливого распределения продуктов труда - идея, называемая обычно "социалистической", - наиболее соответствует идеалу общества справедливости.
Самые серьезные возражения против подобного распределения: оно забирает у человека возможность самореализации, возможность получать необходимые каждому почет и знаки внимания от общества, аннулирует природное стремление к соревновательности. Кроме того, пострадают те, кто способны в обществе личной инициативы наслаждаться от своих способностей делать бизнес и создавать капитал. И вообще, как "равное" может быть "справедливым"?
Если взглянуть глубже, все перечисленные потребности носят сугубо психологический характер: все богатства, деньги и имущество нужны их обладателям ни для чего другого, как для ощущения уверенности и своей весомости в глазах окружающих. И никакой общественный уклад никогда не отменит ни возможностей самореализации, ни почета и уважения. Поэтому возражения эти нельзя признать серьезными.
Незрелый плод
Человек - существо социальное, и поэтому полное его становление и развитие невозможно оценивать только с точки зрения индивидуального развития. Развитым можно назвать человека только по степени развития его социума. Мы знаем массу примеров людей, обогнавших в своем развитии и окружающее общество, и саму историю. Но исключения только подтверждают правило: если "человеком с большой буквы" будет каждый, только тогда история не повернет вспять. А это могут обеспечить только соответствующие основы общественных отношений.
А пока человечество находится еще в процессе развития, социалистическая идея, какой бы истинной и справедливой она ни была, вредит развитию и отравляет людей, как незрелый плод. Ведь большинство несчастий в мире происходит именно от того, что люди делают даже правильные вещи, еще не созрев к этому.
Поэтому стоит выяснить, на чем основывалась идея справедливого общества, верны ли эти основания, и актуально ли это для нас сейчас.
Вершиной развития социалистической идеи стал марксизм, утверждавший, что смена общественных формаций неизбежна. Слабым же звеном марксизма был вывод о том, что на смену буржуазному укладу обязательно придет социализм как власть пролетариата. То есть, даже не дожидаясь стадии развития, когда, по словам самого Маркса, труд станет уже не средством заработка, а жизненной потребностью, может быть установлен социалистический строй.
Негатив и позитив
Вся природа, в том числе и человеческое общество, подчиняется закону поэтапного развития, который проявляется в борьбе двух сил: позитивной и негативной.
Но для того, кто хочет создать "искусственный механизм" развития в подражание естественному, как были созданы многие аппараты и приспособления в технике, надо точно знать, как действует природа двумя противоположно направленными силами в процессе развития общества. В марксизме такой анализ сделан не был, хотя основы его и лежат, как говорится, на поверхности.
В отношении развития общества негативную силу, действующую в человеке, будет правильным назвать эгоизмом, а позитивную - альтруизмом. Ясно, что эгоизм в данном случае - не абстрактное или этическое понятие, а сила, которая выражается во все более целенаправленном использовании окружающих для себя, для своих личных нужд. Альтруизм же (сила конструктивная, строящая социум) развивается, начиная с установок типа "жизнь ради детей", ради создания семьи, до уровней, включающих в себя жизнь ради ближних, затем -ради народа и государства, и затем - ради всего человечества.
Прошла пора вступлений и прелюдий
Маркс принимал во внимание лишь результаты действия этих сил, что и привело к обратной, эгоистической интерпретации идеи справедливости в распределения продуктов труда. Вместо альтруистической направленности, "от себя", справедливость трактуется как "поровну", то есть эгоистически. Что и привело уже в начале "великого эксперимента" к возникновению целого класса распределителей, надсмотрщиков за распределителями и так далее.
Ведь даже теоретически невозможно свести воедино все противоречия и разночтения в потребностях и вкладе каждого на основе эгоистических "справедливости" и "равенства", как и показал опыт Советской власти. И даже сейчас для нас понятия "равное" и "справедливое" несовместимы, потому что стать "интуитивно понятными" и действенными они могут только в системе альтруистических отношений.
Поэтому если цель - альтруистическое сообщество людей, то и механизм достижения цели должен непременно основываться на альтруизме. То есть, не может быть неких временных, вынужденных, подготовительных периодов к обществу будущего, основанных на эгоистических отношениях. Те тысячи лет бессознательного, в лучшем случае, "пробного" развития, то есть вся предыдущая история человечества, и были таким "подготовительным периодом", который все мы вынужденно прошли только лишь для того, чтобы убедиться в невозможности построить нормальную жизнь на основе эгоизма. "Прошла пора вступлений и прелюдий", как пел Высоцкий. И те, кто хочет жить в обществе будущего, должны это знать.
Разрушим до основания, - а затем?
Марксизм же фактически подпитывает эгоистические начала в самосознании тех, кого сам называет "передовым классом" и кому якобы вручает ключи от общества будущего. Он внушает рабочему люду ненависть к другим классам, понятие, что все живут за его счет, - и этим стирает природные альтруистические начала в сознании людей.
В этом и коренится противоречие между марксистской теорией и практикой: на смену разрушаемому буржуазному укладу приходит не коллективистский строй, а различные формы тирании и нацистских режимов. Примером этому - и тирания, пришедшая в свое время к власти в Советской России, и то, что многие деятели фашистских партий изначально были социалистами. Именно к такому результату ведет эгоистический механизм развития, предложенный марксизмом.
Маркс создал тактику разрушения старого, - а не создания нового. Хотя явно знал, что основой будущего общества будет альтруизм, утверждая, что исчезнет разница между физическим и умственным трудом, - ведь это возможно только при альтруистическом отношении работников к своему труду и к распределению. Но, полагая, - неизвестно, на каком основании, - что победитель обязательно придет к правильному, альтруистическому, решению после разрушения эксплуататорского строя, он фактически не смог предложить ему другой основы для "периода борьбы", кроме узколобого эгоизма.
Что и привело к тому, что марксизм сейчас ассоциируется у большинства людей с ненавистью, и заложенные в нем положения о будущем справедливом укладе жизни и о неизбежности перехода к альтруистическим основам общества - никому не известны и не работают.
Поэтому можно сказать, что привычные для масс неприязнь к властям, к буржуазному эгоизму, эгоистическая в своей основе "борьба за справедливость" идут нога в ногу с отжившим свое и умершим тактическим марксизмом и только лишь усиливают позиции власти и несправедливости в общественных устоях.
Чудо должно быть хорошим
Переходу к новой жизни, построенной на основах альтруизма, может способствовать только изменение общественного сознания. Разъяснительная работа и убеждение вообще способны делать чудеса. Мы все знаем примеры "плохих чудес".
Пропаганда в нацистской Германии в короткий срок сделала из народа, носителя европейской культуры, сборище бандитов. Ежедневная оглупляющая работа СМИ делает из "человека разумного" послушного исполнителя указаний, поступающих из "ящика".
Примеры можно множить, но ясно одно: механизм разъяснительной работы дает наиболее действенный и долговременный эффект. Поэтому распространение обоснованной, формирующей новый взгляд на мир, информации о двух природных силах, действующих в человеке и в обществе, - эгоизме и альтруизме, - и о неизбежности объединения людей на основе альтруистических отношений сделает возможной нормальную жизнь на планете.
По материалам статьи Б.Сулама "Критика марксизма" "Критика марксизма" . 1940
Михаил Гонопольский