"Лично меня этот вопрос терзал с юных лет. Многое было непонятно. О фашизме и до войны и после войны писали и говорили много, но наряду с патриотической, да и просто человеческой ненавистью оставалась какая-то загадка и даже какой-то вызов, какой-то соблазн. И чем старше и зрелее я становился, тем более непонятным было, как это могло произойти, например, в цивилизованной Германии. И так ли это было, как писали в книгах и показывали в кино. Я размышлял, я собирал литературу, ломал голову. В одной из лучших по тому времени и потому вскоре изъятых книг о германском фашизме, написанной двумя вслед за книгой изъятыми из жизни авторами, я натолкнулся на предисловие необъяснимо по тем сталинским временам вольнодумного автора — академика Варги, который связывал эпоху фашизма с отсталостью аграрно-индустриальных стран Европы. Я подумывал об этом и раньше, и авторитет Варги сильно подтолкнул мою мысль. Но Германия-то вроде бы не была отсталой аграрно-индустриальной страной в первой трети ХХ века. Она была явно одной из сильнейших индустриальных стран. Загадка оставалась. Одновременно, мой нараставший опыт работы юриста в одной из самых индустриальных отраслей народного хозяйства СССР все более и более убеждал меня в том, что между рациональными правилами, которым меня научили родные и близкие, школа, университет, и реальностью имеется мало общего. На моих глазах один за другим под сеткой скрепленного безумным страхом порядка открывались чудовищные народнохозяйственные абсурды и хаос.
И я вдруг понял, что, живя в индустриальной стране с промышленностью ХХ века и атомной бомбой, мы на самом деле живем, дай бог, в семнадцатом, а то и древнее. Открытие это я пытался обсуждать при плотно закрытых дверях со своими наиболее продвинутыми друзьями, но понимания не нашел. Мне же было ясно — если такое возможно в индустриальном СССР, то почему оно не могло быть в индустриальной Германии. Тезис Маркса об определяющей роли производительных сил рассыпался
на глазах, а на первый план выступал человек, его культурная, вернее, социокультурная компонента."
Интересная статья в последнем номере "Дружбы народов" О фашизме, нацизме, ленинизме, сталинизме и модернизации в перспективе 2022 года , в которой вижу ответы на многие свои вопросы о России и куда с какой скоростью движется общественное сознание. (Если коротко, то почему в России сейчас нереальна парламентская демократия, а есть и будет вождь)
Особенно интересно сравнить с выводами Стругацких в "Трудно быть богом"
И мне любопытно спроецировать на мой любимый вопрос: где же та самая широкая русская душа, о которой все знают, но редко кто ее видел в практике..
А как же Северная Корея и Южная Корея: единый народ, разделен 50 лет назад, причем один из них настолько общественно-политически активен что я просто изумляюсь. Или 50 лет достаточно для такой модернизации? Что первично, массовое сознание ждущее, поддерживающее, требующее нужного на данном этапе лидера (Ельцин, Ким Ир Сен) или 50 лет демократии способно изменить общество настолько радикально что всякие вожди и вождики там выглядят как явный атавизм?