есть подозрение что американцы хотят повесить всю тяжесть афганской компании на Европу и сосредоточеться на Иране
http://vn.ru/27.04.2007/politics/85765/
Сергей ФИЛАТОВ
27.04.2007, 05:59
[b}У союзников по антиталибской коалиции появились противоречия
Американский покер: игра за свои интересы[/b]
С начала 2007 года наблюдается дальнейшее ухудшение ситуации в Афганистане. В полном соответствии с публичными заявлениями лидеров и полевых командиров исламского движения «Талибан«, а также Исламской партии Афганистана, вооруженные столкновения военного контингента НАТО с формированиями повстанцев все более приобретают образ масштабных боевых действий.
На фоне военных проблем американо-европейского воинского контингента, действующего в Афганистане, на европейских информационных порталах началось активное обсуждение внутренних противоречий между союзниками по антиталибской коалиции. Причиной тому послужила информация, опубликованная в известных арабских изданиях »Ас-сафир« и «Аль-Байрак» относительно ведущихся спецслужбами США переговорах о передаче управления южными провинциями страны под контроль сторонников «Талибана» и ИПА.
По мнению экспертов, основа для таких переговоров была создана заявлениями вооруженной оппозиции о намерениях лидеров движения «Талибан» мулло Умара и Исламской партии Афганистана Г. Хекматиара провести к лету нынешнего года операции по блокированию ключевого города на юге страны — Кандагара. Очевидно, что Соединенные Штаты, под давлением складывающейся обстановки в целях снижения собственных боевых потерь пытаются разыграть переговорную карту, используя для этого гарантии содействия влиятельным полевым командирам по их продвижению в органы местной власти.
Указанное следует оценивать как еще одно косвенное доказательство подготовки свертывания зарубежного военного присутствия Соединенных Штатов, занятых в настоящее время поиском политических сил, способных заменить сформированные союзниками и не пользующиеся доверием населения марионеточные правительства.
Желание представителей США прийти к определенным соглашениям с неприятельским лагерем все более очевидно. По мнению специалистов, в основу данных переговоров могут быть положены давние связи американской военной администрации с отцами афганского наркобизнеса, открыто работающих в секторе американской ответственности и в одинаковой мере пользующихся влиянием как в клане президента Карзая, так и в руководстве экстремистских сил.
Утверждение о том, что американцы готовы полностью утратить территориальный контроль в южных провинциях, будет несостоятельно, особенно если не учитывать неоднократные требования объединенного командования об активном привлечении к боевым действиям на юге ИРА технически прекрасно оснащенного немецкого контингента, дислоцированного в настоящее время в относительно спокойных северных районах.
Подобное «развязывание рук» противнику во имя достижения сиюминутных результатов не только ставит под сомнение все предыдущие военно-политические достижения США в Афганистане (включая проведенные там «демократические выборы»), но и является нечестным по отношению к союзникам. Не следует забывать, что европейский состав сил НАТО имеет собственные представления о целях своего нахождения за рубежом. То, с чем придется столкнуться немецким солдатам при реализации планов их передислокации на юг — восстановленные фабрики по производству наркотиков, идеальная сеть коммуникаций для поставок наркогрузов — все это не может не втолкнуть бундесвер в кровопролитное противоборство с главными силами «наркотического джихада», окончательно противопоставив немецкий контингент как кланам, представляющим официальные власти в Афганистане, так и вооруженной оппозиции.
В то же время отмечается, что отказ немецкого руководства разделить в полной мере все военные риски со своими американскими союзниками мало влияет на желание США все далее втягивать Германию в проведение боевых операций. Произошедшая с начала 2007 г. эскалация террористического насилия в северных афганских провинциях лишь подтверждает попытки заинтересованных американских кругов принудить Германию к увеличению численности своего контингента и пересмотру методики его участия в войне.
В этой связи специалистами указывается на возможный пересмотр участниками коалиции своих союзнических обязательств перед США, численности и структуры собственных воинских формирований, политики их использования. Ожидается, что все перечисленное в первую очередь касается одного из основных участников натовских сил — Германии, присутствие которой в Афганистане представляется не вполне последовательным решением — с учетом отказа немцев поддержать военные операции США в Ираке, а также их мирному тону в переговорах по урегулированию иранского ядерного кризиса.
Неизвестно, будут ли неприятные для союзников вопросы подняты немецкими политическими кругами в бундестаге для повторного уточнения целей и задач военной операции в ИРА. Вместе с тем, результаты такой полемики могут негативно сказаться на военно-политических планах США и создать в войсках коалиции еще один негативный прецедент возможности одностороннего пересмотра собственной роли в афганской войне. Дополнительный стимул к такому повороту событий может дать также известный «скандал с черепами», в который накануне оказались втянутыми немецкие военные, заработавшие «в актив» Германии весьма весомый повод для обострения ненависти всего исламского мира. Во всяком случае, становится все более очевидным, что афганская война для коалиции союзников все далее превращается в игровую партию за свои интересы, где победа или поражение будут засчитываться участникам индивидуально.