Есть такая служба - ФСТК, которая помимо всего прочего занимается контролем сохранения гос. тайны в организациях, которые так или иначе с защищаемой информацией связаны. Всё, что этого касается должно периодически проходить аттестацию, иначе работать не разрешат. Интересным фактом для меня лично стало что сама ФСТК этим не занимается, а отсылает всех в некие частные фирмы, "в которых есть соответствующие специалисты и имеется лицензия". Эти организации и занимаются проверкой и поверкой помещений и оборудования и выдачей разрешений.
При этом цена всех этих услуг, на мой личный взгляд, несоизмерима с затраченными усилиями - по большому счету за несколько бумажек снимают несколько десятков т. рублей.
Несмотря на коммерческий подход, свободным рынком и не пахнет - для каждого вопроса есть своя выделенная контора. Так что никуда не денешься - заплатишь, кому надо и сколько скажут.
По сути одна гос. структура заставляет другую гос.структуру платить деньги частным лицам, однако в поступающем бюджете расходов по эту тему не предусмотрено, так что приходится раскошеливаться из своих заработанных денег.
Я раньше по простоте душевной думал, что сохранение государственной тайны (в отличие от коммерческой) - проблема сугубо государственная, а не отдельных предприятий, которых угораздило с ней связаться, и решать ее должна государственная служба, используя своих людей и свои фонды, для чего собственно государству налоги и платят.
Людей поспрашивал, и выяснилось (не знаю правда или нет), что все "фактические" функции ФСТК перевело на эти конторы, которых возле нее кормятся десятки, все фирмы рулятся своими людьми, как правило отставными офицерами. Причем схема многоуровневая, чтобы добится какого-либо разрешения, приходится проходить двух-трех посредников, само собой везде приходится башлять. Роль же самой ФСТК сводится к написанию правил, положений и прочих циркуляров, чем они активно и занимаются, бесконечно все переделывая и изменяя, что добавляет лишних головняков подрядчику и поводов к обращению к этим самым специалистам-коммерсантам.
Я и раньше сталкивался с подобным симбиозом гос.структур и частных фирм (в которых сидят те же самые чиновники, только бывшие, или их друзья-родственники), когда для получения необходимой бумажки или услуги тебя направляют в соответсвующие "лицензированные" ООО или ИЧП, где за эту бумажку с тебя снимут нехилые деньги.
Такое можно наблюдать в юстиции, БТИ, санэпидеме, однако торговля вопросами касающихся гос.тайны, мне попадается впервые.
IMHO данные расклады есть очередной этап есественного развития нашего государства - легализация взяток, народ при должностях решил, что просто брать на лапу слишком вульгарно, гораздо проще процесс официально узаконить,
теперь никаких проблем (кому, сколько давать, сколько ждать): выписывают счет - платишь, все делается быстро и элегантно, правда если раньше приходилось подогревать только конкретного персонажа (и его начальство, с которым он делился), то теперь нужно обеспечить еще целую толпу всяких клерков и менеджеров, трудящихся в этих конторах, отчего размер дани вырос в несколько раз.
Прикольно что уже и до чекистов коммерческие веяния долетели, интересно можно ли будет когда-нибудь в иностранную фирму обратиться, чтобы они заценили соблюдение тайны и разрешили работать.
При этом цена всех этих услуг, на мой личный взгляд, несоизмерима с затраченными усилиями - по большому счету за несколько бумажек снимают несколько десятков т. рублей.
Несмотря на коммерческий подход, свободным рынком и не пахнет - для каждого вопроса есть своя выделенная контора. Так что никуда не денешься - заплатишь, кому надо и сколько скажут.
По сути одна гос. структура заставляет другую гос.структуру платить деньги частным лицам, однако в поступающем бюджете расходов по эту тему не предусмотрено, так что приходится раскошеливаться из своих заработанных денег.
Я раньше по простоте душевной думал, что сохранение государственной тайны (в отличие от коммерческой) - проблема сугубо государственная, а не отдельных предприятий, которых угораздило с ней связаться, и решать ее должна государственная служба, используя своих людей и свои фонды, для чего собственно государству налоги и платят.
Людей поспрашивал, и выяснилось (не знаю правда или нет), что все "фактические" функции ФСТК перевело на эти конторы, которых возле нее кормятся десятки, все фирмы рулятся своими людьми, как правило отставными офицерами. Причем схема многоуровневая, чтобы добится какого-либо разрешения, приходится проходить двух-трех посредников, само собой везде приходится башлять. Роль же самой ФСТК сводится к написанию правил, положений и прочих циркуляров, чем они активно и занимаются, бесконечно все переделывая и изменяя, что добавляет лишних головняков подрядчику и поводов к обращению к этим самым специалистам-коммерсантам.
Я и раньше сталкивался с подобным симбиозом гос.структур и частных фирм (в которых сидят те же самые чиновники, только бывшие, или их друзья-родственники), когда для получения необходимой бумажки или услуги тебя направляют в соответсвующие "лицензированные" ООО или ИЧП, где за эту бумажку с тебя снимут нехилые деньги.
Такое можно наблюдать в юстиции, БТИ, санэпидеме, однако торговля вопросами касающихся гос.тайны, мне попадается впервые.
IMHO данные расклады есть очередной этап есественного развития нашего государства - легализация взяток, народ при должностях решил, что просто брать на лапу слишком вульгарно, гораздо проще процесс официально узаконить,
теперь никаких проблем (кому, сколько давать, сколько ждать): выписывают счет - платишь, все делается быстро и элегантно, правда если раньше приходилось подогревать только конкретного персонажа (и его начальство, с которым он делился), то теперь нужно обеспечить еще целую толпу всяких клерков и менеджеров, трудящихся в этих конторах, отчего размер дани вырос в несколько раз.
Прикольно что уже и до чекистов коммерческие веяния долетели, интересно можно ли будет когда-нибудь в иностранную фирму обратиться, чтобы они заценили соблюдение тайны и разрешили работать.