ПУТИН КАК ПОДЖИГАТЕЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.
Политическая стабильность в сегодняшней России считается одним из основных достижений В.В. Путина. Сложилось устойчивое мнение, что Россией управляет энергичный, целеустремленный и жесткий политик, который успешно наводит порядок в стране. Путину удалось разгромить организованное сопротивление своему курсу, подорвать моральный авторитет важнейших оппозиционных партий — КПРФ, СПС и «Яблока». Продолжается рост внутреннего валового продукта. В этой ситуации любые пессимистические прогнозы воспринимаются, как неубедительные и конъюнктурные.
И тем не менее, основания для таких прогнозов гораздо более серьезные, чем нам иногда кажется. Прежде всего — нельзя забывать уроки собственной истории, и прежде всего — судьбу П.А. Столыпина, который еще не так давно превозносился как мудрейший государственный деятель, да и сейчас отношение к нему весьма благожелательное.
Задумаемся о сегодняшней ситуации в стране. Такая известная и авторитетная организация, как ЦРУ США на своем сайте
www.cia.gov публикует достаточно полную информацию о всех странах мира. Так вот, в России 10% населения сосредотачивает 47% доходов. Для сравнения — в Норвегии, которая считается одной из первых в мире по уровню жизни населения, наиболее состоятельные 10% населения сосредотачивают всего 20% доходов. Даже в США эта доля не превышает 30%, а ведь социальные антагонизмы в США сглаживаются высоким в среднем уровнем жизни и отчасти национальными традициями.
Не так давно на канале «Культура» была телепередача, посвященная проблемам бедности. Политиков не приглашали, в передаче принимали участие специалисты-социологи и историки из научных институтов РАН. Несмотря на дежурные реверансы в адрес Путина, было отмечено, что экономический рост последних лет в России практически не сказался на благосостоянии 80% населения, хотя заметно выросли доходы самых богатых 10% и лишь отчасти самых бедных 10%. То есть дифференциация доходов в среднем продолжает расти, и проблема становится все более острой даже не для самых бедных, а для подавляющего большинства населения.
Этому способствует весь экономический курс Путина. Продолжение приватизации, в том числе ЖКХ, снижение налогов, введение свободной продажи земли гипотетически могут способствовать экономическому росту (хотя и это вряд ли), но такие меры в принципе не могут уменьшить разницу в доходах между богатыми и бедными. Социологами отмечалось, что при достижении таких масштабов, эта разница становится существенным тормозом экономического развития. Так или иначе, социальные антагонизмы будут нарастать.
Жесткая линия Путина в политике многократно ухудшает ситуацию. Внешне все выглядит превосходно — оппозиция в стране раздавлена. Но падение морального авторитета оппозиционных партий не означает, что в стране нет оппозиционных настроений. Все больше людей прощаются с иллюзиями повлиять на ситуацию посредством участия в выборах и становятся сторонниками стихийного бунта. Все больше раздражения вызывают попытки оппозиционных лидеров удержать недовольство людей в старом русле и направить их энергию на участие в выборах. Разумеется, пока мы видим пассивную фазу протеста. Но, разгромив оппозицию, власть лишилась возможности управлять недовольными — они уже не прислушиваются к словам партийных лидеров.
Так образуется лавина в горах. Внешне все выглядит очень мирно – тихий склон, покрытый снегом. Но уже достаточно резкого звука или выстрела, чтобы лавина сорвалась вниз, разрушая все на своем пути.
Каким же может быть этот выстрел? Построенная Путиным система выглядит очень привлекательно, пока не придет беда. Даже не слишком значительное ухудшение уровня жизни из-за падения цен на нефть или рядового экономического кризиса взорвет страну. Скорее всего, это произойдет уже после ухода Путина, и его правление будет восприниматься с ностальгией.
Это очень близко историческому опыту Столыпина. Вряд ли кто-то сделал больше для того, чтобы произошла революция. Столыпинские реформы привели к резкому расслоению крестьянства, которое ранее сдерживалось общиной. И столыпинская деревня уже не могла выдержать испытание войной.
Вспомним, какой стабильной и непоколебимой выглядела Россия столыпинского времени за пять-шесть лет до революции. И не будем забывать об этом уроке и сейчас