ТАКИЕ АНТИГЛОБАЛИСТЫ и почему им не нравится глобальный капитализм?
Р.Р. Вахитов
Молодых россиян часто упрекают за то, что они во всем подражают Западу. А я думаю, что их бы стоило упрекнуть в том, что они, наоборот, катастрофически отстали от западной молодежи. На современном Западе дорогие костюмы, места менеджеров в банках, «Кока-Кола» и гамбургеры уже лет десять как не в моде. Теперь там в моде флаги с Че Геварой, антибуржуазные прокламации в Интернете и горящие чучела Буша и Комдесю.
1. Антиглобалисты в зеркале СМИ
Уже около десяти лет каждую крупную встречу руководства ме-ждународных, наднациональных организаций вроде ВТО, МВФ или ЕС сопровождают бурные и эксцентричные протесты антиглобали-стов. Свежи в памяти события в Генуе в июле 2001 года, ставшие без преувеличения сказать апогеем антиглобалистских протестных ак-ций. Напомню, в Геную съехалось тогда около 150 тысяч молодых манифестантов из стран Европы и США, благодаря чему лидеры так называемой «Большой восьмерки» превратились, по выражению итальянской газеты «Реппублика», «в восемь мандаринов забарри-кадировавшихся в Старом городе» за стеной из проволоки и кордо-нами полицейских и армии. На уровне европейских правительств стали даже раздаваться голоса о целесообразности проведения тако-го рода международных мероприятий в будущем. Стоит ли превра-щать целый город в осажденную крепость для того, чтобы несколько человек мило побеседовали, поулыбались перед фотоаппаратами, поели вволю деликатесов и подписали заранее подготовленные до-кументы?
Однако, несмотря на то, что протесты антиглобалистов всегда - новость №1 для всех российских электронных СМИ – так, видеоря-ды с цепями молодых людей, идущих с красными знаменами на ощерившихся щитами полицейских, мелькали в начале каждого вы-пуска новостей во время генуэзского саммита – из обширных, но, как всегда, бедных на содержание комментариев теледикторов труд-но было понять, кто такие эти антиглобалисты. Телеканалы порой говорили совершенно противоположные вещи, кажется, в первый день саммита ОРТ заявило, что антиглобалисты – это безработные, пострадавшие от того, что западные капиталисты-владельцы транс-национальных корпораций (ТНК) предпочитают нанимать рабочих из стран Третьего мира, которым много платить не надо, НТВ же убеждало россиян, что это-де студенты из обеспеченных семей, ко-торым «просто нравится Че Гевара», что, в общем-то, по молодости простительно. Надо заметить, что не исключение, а правило: сооб-щения буржуазных СМИ об антиглобалистах всегда противоречивы, тенденциозны и в то же время скудны на прлезную информацию.
Ответ на вопрос: кто такие антиглобалисты, что они требуют, и что они значат для Запада? - я и попытался дать в этой статье. На-сколько мне это удалось, судить, понятно, читателю. Добавлю, что материалы об антиглобалистах я черпал, в основном, на «красных сайтах» Интернета, который, кстати, антиглобалистами любим и превращен в мощное оружие, вопреки его первоначальному назна-чению. Выбор именно «красных сайтов» был обусловлен тем, что на них, в отличие от сайтов «солидных» либеральных газет, есть поло-жительная информация, а не только сообщения о перевернутых ан-тиглобалистами машинах. Не могу не поблагодарить своих предше-ственников, которые существенно облегчили мне задачу, «подве-сив» в Сети подробные обзоры по антиглобалистам и прежде всего поэта, известного деятеля российской контркультуры и консерва-тивной революции Алексея Цветкова («Призрак антиглобализма»,
http://diviky.narod.ru/cv.html)
2. Кто такие антиглобалисты?
Антиглобалистское движение возникло в 1994 году и его основа-телем считается субкоманданте Маркос – выпускник факультета философии университета в Мехико, поэт, эссеист и программист. В указанном 1994 он возглавил партизанское движение индейцев (так называемую «сапатистскую армию освобождения») и захватил власть в мексиканском штате Чиапос, причем, практически бескров-но. Субкоманданте Маркос стал подлинным кумиром леворадикаль-ной молодежи Запада, своего рода современным Че Геварой. Ради-калы зачитываются его стихами и эссе, где мифологические мотивы индейцев майя перемежаются с обличениями глобального капита-лизма, отстаиванием прав народов Третьего мира и, в частности, ин-дейцев и призывами к революции. Для антиглобалистов характерно восприятие себя частью планетарной партизанской армии, наподо-бие «сапатистов» Маркоса, которая борется с глобальным капита-лизмом, впрочем, не обязательно силой оружия. Кстати и сам Мар-кос, рассматривает автомат Калашникова лишь как средство адек-ватно ответить на нападение, главным же своим оружием он считает Интернет.
Антиглобалистское движение неоднородно. Оно состоит из более тысячи мелких молодежных, прежде всего, студенческих группиро-вок, в основном левацкого толка, хотя есть среди них и рабочие- представители радикальных, не вмонтированных в «Систему» проф-союзов, экологи, и даже симпатизирующие «левым» верующие - христиане и мусульмане. Среди самых крупных групп отмечу «Ат-так» («Ассоциация за финансовое налогообложение на пользу граж-данам»), в которую входит около 30 000 человек, и которая имеет отделения в 20 странах. Ее лидеры – Жозе Бове – французский фер-мер, который прославился тем, что разрушил на личном тракторе «Макдональдс» в предместье Парижа в знак протеста против вытес-нения французской традиционной кухни американскими закусоч-ными, и Сюзен Джордж – журналистка, написавшая роман-антиутопию «Рапорт Лугано», в котором описала и в некотором ро-де предсказала захват капиталистическими монополиями планеты и геноцид целых стран и народов. Достаточно внушительной силой является организация «Глобальное действие людей», возникшая в Европе в 1999 году и прославившаяся уличными столкновениями в Лондоне. Остальные группы менее многочисленны.
Антиглобалистов принято разделять на два лагеря – умеренных и радикалов. Умеренные представлены, прежде всего, так называемым Социальным Форумом Генуи, который включает в себя около 800 групп, выступающим за списание долгов со стран «Третьего мира», за безъядерный мир, за экологические программы и т.д. Они отвер-гают насильственные действия и выражают свой протест посредст-вом мирных демонстраций, пикетов, концертов. Представители СФГ идут на контакт с представителями властей, к примеру, ведут с ними переговоры, когда этого требует ситуация. Показательно при этом, что именно на штаб-квартиру СФГ был совершен ночной налет по-лицейских в последний день генуэзского саммита.
Радикальное крыло антиглобалистов составляют малочисленные группки, практикующие более агрессивные формы борьбы с капита-лизмом. Среди них опять таки не все «кровожадные террористы», есть, если можно так выразиться, и «умеренно радикальные» груп-пировки, которые удовольствуются взломами интернетовских сай-тов глобальных американских кампаний типа «Пепси-Колы» или на худой конец, битьем стекол в «Макдональдсах», как это делают ак-тивисты упомянутых «Аттак» и «Глобального действия людей» или «Хактивист» (союза антибуржуазных хакеров).
К вооруженной борьбе против политиков и бизнесменов-глобалистов и к уличной «герилье», то бишь гражданской войне в городах, призывают лишь малочисленные группки маоистского и анархистского толка вроде «Черного блока» (официальное название организации «Антикапиталистический блок»), «Революционного фронта за коммунизм», «Я-Баста», «Маоистского Интернационала», «Красных скинов» и т.д., но от них, ясное дело, и больше всего шу-ма. Это их члены в Сиэтле, Квебеке и Генуе метали в полицейских бутылки с «коктейлем Молотова» (так на Западе называют бутылки с зажигательной смесью), переворачивали и взрывали машины и т.п. Кстати, в штаб-квартиры анархистов в Генуе итальянские карабине-ры так и не сунулись, что и понятно: анархисты, наверняка, были вооружены, они стали бы отстреливаться, а «отважные» карабинеры всего мира предпочитают бить дубинками безоружных людей, не могущих оказать сопротивление.
3. Как действуют антиглобалисты?
Зрителям теленовостей внушают, что антиглобалисты только и делают, что переезжают из города в город и устраивают манифеста-ции и дебоши во время глобалистских экономических саммитов. Но этим не совсем так; хотя бы потому что далеко не у всех членов движения достаточно средств для путешествия в другую страну. Кроме того, понятно, что «легки на подъем» лишь активисты, а, оче-видно, что кроме них есть еще и слои пассивных членов и сочувст-вующих (так что 150 000 человек, которые собрались в Генуе – это только «верхушка айсберга», в действительности антиглобалистов на Западе как минимум, раза в два больше). Основная часть анти-глобалистов, не участвующая в пикетировании саммитов, а также активисты в период между этими пикетированиями занимаются, прежде всего, так называемыми «молекулярными» акциями, кото-рые осуществляются импровизированными, «ситуативными» групп-ками из нескольких человек, создаваемыми для одной-двух акций. Причем, здесь мы имеем дело с сознательной тактикой, основанной на теории «молекулярных», т.е. многоцелевых, разнонаправленных ударов по капитализму, основы которой были заложены итальян-ским коммунистом Антонио Грамши и которая была развита ситуа-ционистами – революционерами мая 1968 года (Э. Ги Дебор). Со-гласно этой теории прошли те времена, когда капитализм можно было свалить пропагандой среди рабочих и созданием централизо-ванных партий. Машина буржуазной пропаганды – телевидение, ра-дио, газеты, комиксы – практически, сводит эту пропаганду на нет. Поэтому для того, чтобы расшатать политические и экономические конструкции капитализма, нужны одновременные удары по тысячам и тысячам его «крепящих деталей» – фирм, партий, газет и т.д., про-изведенные мелкими группами и даже одиночками. Работают эти группы так: объединяются два-три человека и выбирают себе цель, например, кампанию «Пепси-Кола». Дальнейшие действия состоят в раскрытии ее хищнической сущности всевозможными способами. Можно, скажем, при помощи подручных агитационных средств по-пулярно объяснять, что становится с национальными производите-лями газированных напитков после того как на рынки приходит гло-балист- «Пепси» и что это означает для простых людей – работников соответствующих предприятий. Возможны авангардистская анти-реклама, пикетирование предприятий, выступления в прессе и т.д. Причем, не нужно думать, что результатом этого является только «выпуск пара» у антикапиталистов и газетные сенсации. Недавно под давлением антиглобалистских акций против транснациональной корпорации «Ньюк», ее владельцы были вынуждены поднять зар-плату своим рабочим на заводах в Малазии, где широко применяется труд 12-летних детей.
Кроме повседневных, «молекулярных» акций на счету антигло-балистов выпуск прокламаций, журналов и газет (самый известный – «Следим за корпорациями», издание организации «Глобальное действие людей»), проведение своих собственных саммитов и кон-ференций. Самым крупным был, пожалуй, так называемый «Анти-Давос» - Всемирный Социальный Форум, который проводился в Бразилии, в городе Порто Алегре одновременно с глобалистским Всемирным экономическим Форумом в Давосе. На «Анти-Давос» приехало даже больше народа – около 10 000 против 3 000 участни-ков «Давоса», причем, состав был достаточно солидным – предста-вители 900 общественных организаций, более 400 парламентариев со всего мира, сочувствующие «левым» западные актеры, режиссе-ры, писатели и т.д.
Несмотря на пестроту состава антиглобалисты хорошо организо-ваны. Как все уже убедились, за считанные дни они могут собрать в одном месте более 100 000 активистов из разных стран Европы и Америки. Во многом это объясняется их с прекрасным знанием Ин-тернета: на баррикадах в Сиэтле-99 спонтанно возникло интернетов-ское информационное агентство антиглобалистов «Индимедиа», ко-торое сейчас называют агентством связи планетарных сил сопротив-ления капитализму (www.indymedia.org русская версия
www.russia.indymedia.org). Посредством него антиглобалисты не только договариваются о совместных поездках, но и сообщают о своих акциях, обмениваются планами.
Однако, о самих антиглобалистах сказано, кажется, достаточно, теперь же хочется разобраться, что они требуют и к чему стремятся?
3. Что требуют антиглобалисты?
Усилиями электронных прокапиталистических СМИ по всему миру у обывателя было создано стойкое убеждение, что антиглоба-листы не имеют никакой четкой программы и способны лишь на вы-крики о необходимости изменить мир. На самом деле это, мягко го-воря, натяжка. Трудно отрицать, конечно, наличие разногласий в среде антиглобалистов, однако, общий знаменатель у них все же имеется. Более того, имеются даже совместные документы антигло-балистов, как, например, петиция, принятая на альтернативной кон-ференции в Женеве, где, в частности, говорится: «Мы требуем ради-кальных изменений МВФ и Мирового Банка, потому что они винов-ны в мировой бедности и увеличении неравенства … Открытости и демократизации МВФ и МБ … Политика МВФ и МБ должна ува-жать и поддерживать права человека!». Итак, антиглобалистов не устраивает ситуация, когда 7 так называемых «развитых» стран мира (страны Западной Европы, Япония и США), практически управляют всем миром, контролируют мировые организации типа ООН, Все-мирного Банка или МВФ, под лицемерными предлогами «помощи беднейшим странам» выделяют им кредиты под такие проценты, что эти страны попадают в финансовую кабалу, под лозунгом «свободы торговли» разрушают их экономику, явно неконкурентоспособную по сравнению с западными гигантами-концернами, нещадно экс-плуатируют их население на заводах ТНК. Антиглобалистам не нра-вится, что западные правительства во главе с США явно и тайно вмешиваются в дела других стран, устанавливают выгодные им ре-жимы, объявляя их «прогрессивными» (как, например, в Чили в 70-е годы и в Югославии в наши дни), занимаются информационной войной и шельмованием. Кроме того, антиглобалисты озабочены со-стоянием дел на самом Западе, где, как ясно уже многим, надвига-ется системный кризис экономики, на биржах с каждым годом на-блюдается все большая нестабильность, а «средний класс» - опора западного общества стремительно тает. Скажем, в США за послед-ние 10-15 лет людей со средним уровнем достатка стало значительно меньше, зато выросло количество супербогатых (с тринадцати в 70-х годах до ста тридцати в 90-х) и очень бедных, живущих лишь на по-собие. А планы правительства США превратить весь Новый Свет в единую экономическую зону, похоже, вообще покончат с времен-ным, длившемся несколько последних десятилетий, благополучием рабочих США. Ведь как только для североамериканских капитали-стов станут абсолютно доступными рынки дешевой рабочей силы в Мексике, Центральной и Южной Америке, с требованиями своих, отечественных профсоюзов они просто перестанут считаться.
Правда, положительные идеалы у различных группировок анти-глобалистов существенно различаются. Умеренные требуют от за-падных правительств немедленного списания всех долгов стран Третьего мира, прекращения экспансии западных товаров на их рынки и открытия западных рынков для товаров развивающихся стран, улучшения положений рабочих на ТНК по всему миру, «от-вязки» национальных валют от американского доллара, изменения налогообложения в странах Запада и поощрения национальных про-изводителей. Левые радикалы – неокоммунисты и анархисты требу-ют мировой коммунистической революции. Они утверждают, что пока существует рыночная экономика, основанная на частной собст-венности на средства производства, богатые страны будут продол-жать наживаться на бедных и пропасть между богатым Севером и бедным Югом будет увеличиваться. С точки зрения «левых», капи-талисты заинтересованы лишь в своей прибыли, а справедливого распределения товаров и ресурсов можно достичь лишь при плано-вой экономике. При этом они подчеркивают, что речь идет об «ис-тинном социализме», а не о «бюрократической карикатуре на социа-лизм, которая была в СССР».
Вместе с тем не надо думать, что это – чисто эмоциональный протест, вызванный явной несправедливостью политики трансна-циональных корпораций в Третьем мире. Антиглобалистский про-тест уходит корнями в особое философское направление, являющее-ся правопреемником философии «новых левых» 60-х годов (Г. Мар-кузе, Ж.П. Сартра, Э. Ги Дебора и др.), хотя и здесь, конечно, нельзя говорить об однородности.
4. Теоретики антиглобализма
Одним из предтеч современной идеологии антиглобализма явля-ется американский экономист, мыслитель и общественный деятель Линдон Х. Ларуш. За свои диссидентские взгляды, явно расходя-щиеся с господствующим в Америке неолиберализмом, он просидел 5 лет в тюрьме по сфабрикованному спецслужбами обвинению, но под давлением международной общественности был досрочно от-пущен. В настоящее время он выпускает интернет-издание «Интел-лектуальное обозрение», руководит Шиллеровским Институтом (Германия), занимающимся проблемами глобализации. Главный труд Ларуша – книга «Физическая экономика», где он резко крити-кует концепции экономического либерализма, монетаризма и по-стиндустриализма и противопоставляет реальную, «физическую экономику», строящуюся на производстве реальных благ (матери-альных продуктов) и виртуальную, финансово-спекулятивную эко-номику, делающую деньги из денег, ничего не добавляя к матери-альному базису страны. Ларуш – резкий противник философии «по-стиндустриального общества», которая утверждает, что на смену индустриальному промышленному капитализму пришел строй, где главное место занимает сфера услуг и информационные технологии и поощряет культ потребления. По мнению Ларуша это ведет к то-му, что экономика становится спекулятивной и превращается в фи-нансовую пирамиду, которая рано или поздно должна рухнуть. Именно такова, по мнению Ларуша, экономика современных США, она держится только на том, что правительство допечатывает новые и новые доллары, благо, доллар не «привязан» к золотому запасу. Пока удается избежать кризиса за счет нещадной эксплуатации сла-боразвитых стран, но долго так продолжаться не может, предупреж-дает Ларуш. Его идеал – общество, где господствует труд, а не капи-тал, так как только в этом случае, убежден американский мыслитель, можно говорить о человеке как о творце. Интересно, что Ларуш ра-дикальный сторонник научно-технического прогресса, он считает, что знаменитые рассуждения ученых «Римского клуба» о «пределах роста» (т.е. о необходимости остановить развитие техники, иначе Землю ждет экологическая катастрофа) – не более чем уловка идео-логов Запада, рассчитанная на Третий мир; пускай, мол, все остается как есть: западные страны - технологически развитыми и богатыми, а южные и восточные – отсталыми и бедными.
Однако, Ларуш, как я уже говорил, только предшественник анти-глобалистов, к тому же, его влияние ограничено. Подлинным вла-стителем умов антиглобалистов является словенский философ и публицист Славой Жижек. В настоящее время он работает в «Ин-ституте культурологических исследований» (Германия), где являет-ся одним из руководителей проекта «Антиномии постмодернистско-го разума». Пожалуй, он единственный современный леворадикал, который имеет некоторое признание в буржуазных, «официальных» кругах Запада. Во всяком случае, несмотря на его недвусмысленные протесты против натовской агрессии в Югославию и терпимое от-ношение к идеям Ленина (в 2001 году он провел в Германии науч-ную конференцию, посвященную Ленину и ленинизму, повергнув тем самым в шок западных журналистов), его привечают европей-ские официозные издания типа «Зюддойче цайтунг». Его взгляды представляют собой синтез западного марксизма и структуралист-ского психоанализа Жака Лакана.
Основной огонь критики Жижека направлен на идеологические «священные коровы» неолиберализма – принципы пацифизма, мультикультурализма и толерантности. Жижек стремится доказать, что оборотной стороной «абстрактного пацифизма» Запада, т.е. стремления во что бы то ни стало установить мир, закономерно ста-новится военная агрессия (как в Ираке и Югославии), что призывы Запада быть терпимым, толерантным к другим культурам оборачи-ваются новой, скрытой формой расизма – неорганическим «отреф-лектированным расизмом». Представляют большой интерес раз-мышления Жижека о причинах усиления в наши дни национализма и фундаментализма. Он отказывается рассматривать национализм как феномен возрождения национальных культур, по мнению Жи-жека, национализм вырастает из иного корня – из ситуации постмо-дерна. Современные люди, живущие в мегаполисах, говорят, одева-ются, ведут себя более или менее одинаково, стандартно, реакцией на эту репрессивную унифицированность постмодеринистского че-ловека и является национализм, стремление к исключительно на-циональной самоидентификации, практически, уже без связи с на-циональными корнями.
Нельзя сказать, что Жижек противник западной демократии, на-против, он радикальный демократ с постмодернистскими мотивами; все дело в том, что сам Запад в своей политической практике все больше отходит от им же провозглашаемых идеалов демократии и либерализма, что видно на примере натовской агрессии в Югосла-вию или поддержки США авторитарных режимов, когда им это вы-годно. Итак, Жижек в духе старых «новых левых» обвиняет Запад ни в чем ином как в переходе к «скрытому фашизму» под вывеской либерализма.
Среди других идейных лидеров антиглобалистов отметим из-вестного лингвиста и политолога Ноума Хомски, а также суфия и анархиста Хаким Бея. Заражены идеями антиглобализма и, соответ-ственно, несут их художественными средствами в массы многие деятели западной творческой интеллигенции, включая даже некото-рых звезд Голливуда. Это не говоря уже о том, что среди радикаль-ных антиглобалистских групп, по прежнему, почитаются автори-тетными и усиленно штудируются тексты классиков «левой идеи»: Бакунина, Кропоткина, Маркса, Ленина, Троцкого, Адорно, Маркузе Ги Дебора и др.
5. Смысл антиглобализма
Движение антиглобалистов интересно и важно прежде всего упорным стремлением разбить вдребезги красивую сказочку запад-ной пропаганды о наступление эпохи гуманизма, прогресса и согла-сия, о некоем хэппи-энде истории (недаром ведь на Западе так «рас-кручивают» сейчас работу американца японского происхождения Фукуямы «Конец истории», где проводится мысль о том, что капи-тализм североамериканского образца есть вершина исторического прогресса, уже наступившее «светлое будущее», так что стремиться уже ни к чему не надо, а надо оберегать и укреплять американизм). Антиглобалисты совершенно справедливо указывают, что шикарная жизнь богатых и среднего класса «развитых стран», которую уси-ленно пропагандируют западные и прозападные СМИ как эталон жизни – лишь красивый фасад, за которым грязь, кровь и страдания миллионов и миллиардов человек. Когда коммунисты говорили о том, что сегодняшнее благоденствие Запада куплено дорогой ценой – нищетой, мучениями и смертями в странах-пролетариях, т.е. в Третьем мире, и наши, и западные либеральные интеллектуалы от-махивались от них как от назойливых мух. Теперь тоже самое гово-рят молодые люди с самого Запада и еще как говорят – не суконным, лапидарным языком советской пропаганды, а ярко, эксцентрично, карнавально! Причем, чем сильнее на Западе прессинг «либерально-го информационного тоталитаризма», приклеивающего ярлык «экс-тремизма» ко всему, что выходит за границы либерального поля, тем сильнее протест свободомыслящей западной молодежи. Оказывает-ся даже западные СМИ с их мощнейшими технологиями «манипу-ляции сознанием», разработанными научными институтами, не все-сильны, и это, как говорится, радует и вселяет определенный опти-мизм. Другой вопрос: смогут ли только лишь одни антиглобалисты свалить капитализм? Думаю, не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что ответ на этот вопрос может быть лишь отрица-тельным. Слишком они разрознены, слишком увлечены эмоцио-нальным протестом… И кроме того, не будем забывать, что анти-глобалисты – сугубо западный феномен, выражающий внутренний кризис самой западной культуры. Заметьте, что они бьют западный официоз его же оружием, то бишь упрекают глобальные компании и организации в нарушении тех же принципов, которые они во всеус-лышанье провозглашают – принципов суверенитета народов, прав и свобод человека, равенства в правах. Заметьте, что западные анти-глобалисты в принципе не против глобализма как такового, т.е. идеи планетарного, унифицированного общества, «плавильного котла на-ций», они только за справедливое глобальное общество, где нет на-ций-эксплуататоров и наций-эксплуатируемых. Т.е. антиглобалисты находятся с некоторыми вариациями в поле тех же самых западных идей, которые породили глобализм, конфликт же между ними носит в полном смысле слова диалектический характер.
Противостоять мировому, глобальному капитализму и его пре-тензиям поглотить все страны и народы можно лишь сплоченными усилиями стран, которым планетарный капитал отвел роль рабов «золотого миллиарда». Вряд ли нам удастся спастись и отстоять свое достоинство и суверенитет, если молодые ребята с более или менее благополучного Запада будут выходить на улицы с гитарами и фла-гами и идти против водометов «копов», а их сверстники из России сидеть дома, смотреть проамериканское ТВ и считать за счастье уст-роиться в разносчиком в «Макдоналдс» за оплату, вдвое меньшую, чем в Америке. Молодых россиян часто упрекают за то, что они во всем подражают Западу. А я думаю, что их бы стоило упрекнуть в том, что они, наоборот, катастрофически отстали от западной моло-дежи. На современном Западе дорогие костюмы, места менеджеров в банках, «Кока-Кола» и гамбургеры уже лет десять как не в моде. Теперь там в моде флаги с Че Геварой, антибуржуазные проклама-ции в Интернете и горящие чучела Буша и Комдесю. Думаю, и для нас это более чем актуально