2 день. 24 апреля. Дамаск.
Дамаск считается одним из древнейших постоянно населенных городов мира. За порядка 5 (по другим оценкам даже 8-10) тысяч лет своего существования город пережил нашествие многочисленных народов и цивилизаций, следствием чего стали такие же многочисленные исторические памятники. Хотя больше всего, конечно, осталось со времен арабского завоевания и последующего османского владычества.
Старый город компактно расположен за крепостными стенами, возведенными в римское время. Главный вход – он же ворота в рынок Аль-Хамидия. Я уже был на восточных базарах, но, пожалуй, рынок Дамаска превосходит их все – огромный, жужжащий, красочный, хаотичный. Купить можно абсолютно всё, что пожелаешь.
И, несмотря на лабиринты узких улочек, затруднение в поиске чего-либо я испытывал только в этот первый «дамаскский» день. Потом было ощущение, что найду выход из любого самого дальнего закоулка с закрытыми глазами.
Сразу после входа в рынок уткнулся в весьма приличную толпу народа, которая стояла в очереди… за мороженым. В Сирии прямо-таки культ мороженого. Его поедают в значительных количествах, что называется «и стар, и млад». Слегка забавно бывало видеть какого-нить важного строгого деда с длинной бородой, радостно уплетающего на ходу рожок с мороженым.
Туристов в Дамаске полно. В т.ч. и русских. То здесь, то там постоянно слышал русскую речь и видел «знакомые рожи».
При этом, потом, как не вспоминал, так и не смог вспомнить, чтобы я видел хоть одного нашего туриста в любом другом сирийском городе. Не, они там, конечно, есть, но, похоже, большинство считают, что в Сирии достаточно посетить Дамаск, и типа всё, «отметился», «галочку поставил – в Сирии был».
Жемчужиной Дамаска (да и всей Сирии тоже) считается мечеть Омейядов. Когда-то на ее месте был храм арамейского бога Хадада. Римляне перестроили его в гигантский храмовый комплекс Юпитера. Христиане – в храм св. Иоанна. Арабы – в мечеть.
Причем, первое время после арабского завоевания Дамаска храм был разделен на 2 части – мусульманскую и христианскую, где проходили параллельные богослужения (это к вопросу о «мусульманской религиозной нетерпимости»).
В мечети гигантский внутренний двор, обрамленный колонными галереями, и 3 минарета, один из которых носит имя Иисуса Христа (в исламе – пророк Иса). По этому минарету Иисус должен спуститься на землю в День страшного суда. По обоим концам двора – 2 овальных сооружения на колоннах – в одном в средние века хранили государственную казну, в другом – часы мечети.
В главном молельном зале хранится голова Иоанна Крестителя (в исламе – Яхья), в еще одном зале – голова Хусейна, внука Мохаммеда (особо почитаем шиитами). Самих голов, впрочем, не видно – в застекленных и зарешеченных часовнях стоят покрытые зеленым сукном саркофаги, где они (наверное) хранятся.
Народу во дворе мечети тьма…
Многие расстилают коврики и сидят семьями вдоль галерей. В путеводителях написано, что вход в мечеть платный. Однако, когда я прошел через ворота, мне никто и слова не сказал.
Когда стал «возводить» свой штатив, набежала куча местной ребятни. Пришлось, пустить их энергию себе же во благо – дабы они не путались в кадре, я предложил им самим нажимать кнопку фотоаппарата, фотографируя меня. Дети были в восторге.
В молельном зале полная свобода в плане действий – делай, что хочешь – сиди, лежи, фотографируй (сравните с нашими церквями, где чихнуть боишься, чтобы тебя не вытолкали взашей). Единственное – женщинам-туристам выдают накидки с капюшонами, в которых они становятся похожими на гномов.
После мечети в несколько хаотичном порядке (не смог заставить себя встать слишком рано, поэтому многие объекты были уже закрыты для посещения) обошел различные медресе, мечети (в т.ч. мечеть Сайида Рукыйя, где покоится правнучка Мохаммеда – Фатима), ханы (аналог караван-сарая – одновременно и гостиница для торговцев, и склад для их товаров).
По пути периодически употреблял свежевыжатые соки.
«Давят» их на каждом углу, а стоят они копейки: стакан 250 мл – 40-50 фунтов, большой стакан в 400 мл – 50-75 фунтов. Выбор огромен – от «банального» апельсина, до киви, банана, манго, клубники… И можно всё это миксовать самым разнообразным способом. Я сначала выбирал либо какой-то «отдельный» сок, либо предлагаемые продавцами стандартные коктейли, а потом сам стал придумывать вариации – «так, мне киви, банан, клубнику, и всё это молоком «полирнуть».
Гулял по Дамаску до наступления темноты (темнеет, кстати, в Сирии довольно-таки рано – смеркаться начинает около 19 часов, и ближе к 19:30 солнце уже садится). Вспомнив потом события дня, понял, что я как вышел из отеля около 11 часов утра, так до 8 вечера ни разу и не присел. И не устал совершенно.
За ужином решил испробовать местной экзотики – заказал мозги ягненка и некую мухамарру (ткнул практически наугад). Мозги не впечатлили, а мухамарра оказалась весьма острой – много не съешь.
После ресторана опять рванул в Старый город – есть в нем что-то такое притягательное, заставлявшее меня потом постоянно туда возвращаться раз за разом. Вечер, солнце село, уже не пофотаешь – значит вперед, гулять по узким улочкам Старого города.
Собственно, и жизнь в Дамаске и в целом в Сирии начинает бить ключом где-то ближе к закату. Это у нас (даже в многомиллионной Москве) с наступлением темноты улицы вымирают. А там – везде огни, толпы народа, движняк, драйв.
Еще раз зашел в мечеть Омейядов – сделать ночные фотографии. На этот раз меня, все-таки, отправили за билетом.
Успел, как раз, вовремя – к началу вечерней молитвы. Пока шла молитва, двор был почти пустой, а после окончания все пошли на выход, и меня тоже «попросили» - мечеть закрывалась на ночь.
У выхода из мечети повстречался с сирийцем, который в 70-80-х годах жил в Москве, на Ленинском проспекте. Поболтали с ним немного «о России, о Москве» (русский язык он помнил вполне неплохо).