Советская Сибирь, №278, 08.12.1922, пятница
Новониколаевский Рабочий Дворец
ОЧАГ КУЛЬТУРЫ.
В день пятилетней годовщины Октябрьской революции в Ново-Николаевске был в торжественной обстановке открыт Рабочий Дворец.
Таким образом, давно назревшая мысль о создании такого Дворца воплотилась, наконец, в дело. Громадных коллективных усилий и больших денежных средств стоило превратить здание бывшее коммерческого клуба, из места, в котором в былые времена веселились и по своему наслаждались жизнью за танцами, буфетом, картежным столом и биллиардом—местное купечество, белая военщина и прихлебатели туго набитой буржуазной мошны, в очаг пролетарской культуры, в дом просвещения. в источник знаний и искусств для рабочих.
Изрядно потрепанное за последние годы, служившее всяким целям, к каким оно и не было вовсе приспособлено, небрежно хранимое и портившееся, здание бывшего коммерческого клуба, а теперь Рабочего Дворца—нашло, наконец, своего настоящего хозяина—рабоче-крестьянское государство.
Дворец открыт!
Это факт огромной важности.
В Сибирской столице зажигается новый светильник пролетарской мысли, культуры, знаний и пропаганды идей марксизма.
И этот новый светильник будет гореть ярко, когда будет давать ответы на культурные запросы рабочих, когда в нем пышно расцветут культурно-просветительные организации.
ПОМОЩЬ РАБОЧЕМУ ДВОРЦУ ДОЛЖНА ПРОДОЛЖАТЬСЯ.
Несмотря на то, что Рабочий Дворец уже открыт и, что в нем состоялся ряд спектаклей, концертов и лекций (из них ряд бесплатных для рабочих), помощь ему организациями должна продолжаться, ибо он станет только тогда подлинным Дворцом рабочих, когда в нем будут полностью закончены организацией библиотека, читальня, студии, лекционное бюро и т. д., когда он заживет действительною жизнью пролетарского очага культуры, сеющего свет знаний среди трудящихся.
А для этого нужно много работы, а ещё больше средств.
Вот для этого то помощь Рабочему Дворцу и должна продолжаться.
Профессиональные, кооперативные и партийные организации, госучреждения и рабочие должны помнить об этом, зная, что Рабочий Дворец—это их Дворец, что он не может самостоятельно оправдать свои расходы. Между ними и Дворцом должна протянуться крепкая нить взаимного понимания, постоянной, органической, внутренней связи, ибо в этом залог плодотворной деятельности Рабочего Дворца.
СЕРЬЕЗНАЯ ЗАДАЧА.
Здание коммерческого клуба, а теперь Рабочего Дворца, было построено в 1914 году Ново-Николаевскими коммерсантами и является, как по размерам, архитектурным достоинствам, так и по внутрихозяйственному оборудованию одним из лучших зданий в Ново-Николаевске. В нём три этажа, в которых, кроме фойэ и зрительного зала, вместительностью до 800 человек, 12 больших комнат.
Строилось оно, конечно, для нужд, имевших весьма мало общего с теми целями, какие к нему предъявляются сейчас, как к горнилу пролетарской культуры и рассаднику просвещения, и в этом отношении оно немного тесновато. Но... по «одежке приходится протягивать ножки»..
С этим приходится мириться.
Теперь—наша задача превратить уже открытый Дворец в действительный очаг культуры.
Эта задача большая и серьезная. На проведение её в жизнь, на воплощение в дело всех слов, высказанных выступавшими ораторами на торжественном открытии Дворца 7-го ноября—нужно обратить внимание всех партийных, советских и профессиональных организаций. Рабочий Дворец должен стать доподлинным Рабочим Дворцом, каким он не является еще в настоящее время.
Основой Рабочего Дворца должны стать его культурно-просветительные организации.
ОПЕРА РАБОЧЕГО ДВОРЦА.
При Рабочем Дворце имеется, как уже известно, опера.
С трудом почти из ничего, пришлось ее создавать—все, начиная от занавеса, декораций, бутафории, костюмов и до сцены включительно, сделано в настоящее время.
Много усилий и энергии ушло на это. Опера все же создана, хотя это не являлось основной задачей Рабочего Дворца.
Состав оперной труппы при Дворце, так называемой труппы Сибирского государственного театра музыкальной драмы, таков:
Л. Н. Балановская — драматическое сопрано, (Московский государственный большой театр),
Л. Н. Ленартович—лирическое сопрано,
Е. В. Радомская—лирико-колоратурное сопрано,
А. В. Пешехонова—контральто,
Н. В. Теплых—меццо-сопрано.
В. В. Александровская—меццо-сопрано,
В. А. Родионова—лирико-колоратурное сопрано,
А. С. Мелехов—баритон (Московский театр музыкальной драмы),
С. Д. Лебедев —тенор, (Московская опера Зимина),
И. И. Березняковский—бас,
М. П. Артемьсв —бас,
Г. А. Заворыкин—баритон,
Н. М. Андреев—характерный баритон,
Замятин —баритон,
Н. Я. Мерцалов-Шуман—баритон.
В. А. Бельский—тенор,
К. А. Коршунов—тенор и
В. И. Кортов—тенор,
В ближайшие недели намечена постановка, кроме уже шедших
«Русалка» Даргомыжского и
«Паяцы»—Леонковалло,
П. И. Чайковского «Евгений Онегин»,
«Пиковая Дама», Ж. Бизе
«Кармен» и Н. А. Римского-Корсакова
«Борис Годунов».
Оркестровые корректурные репетиции «Евгений Онегин» уже заканчиваются.
Постановка же опер зависит, главным образом. от получения костюмов.
Пойдут оперы в постановках главного режиссера Я. А. Гречнева, подавно прибывшего из Москвы.
Задержки в постановках из-за декорации, как думают многие, не будет, так как декорационная мастерская Рабочего Дворца под руководством опытного декоратора А.В.Сорокина— на высоте своего положения.
К сожалению, декоративным работам мешает несвоевременная доставка материалов, необходимых для работ.
В дальнейшем репертуаре первых месяцев оперы значатся такие постановки,
как «Князь Игорь» А. П. Бородина,
«Моцарт и Сальери» П. А. Римского-Корсакова,
«Риголетто» Джузеппе Верди,
«Флория Тоска» Пуччини,
«Фауст» Шарля Гуно и
«Тангейзер» Рихарда Вагнера.
ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.
Оперно-симфоническим оркестром дирижирует Ю. Н. Юровецкий, не безизвестный петроградский дирижер и солист квартета имени Глазунова.
В Сибири Ю. Н. Юровецкий был в 1917 году директором «Филармонии» в Омске, а затем там же дирижёром и организатором областного показательно-симфонического оркестра в 1920 году.
Дирижировал он также оркестром в Омском Большом театре.
Играет в оркестре в настоящее время около 30 человек музыкантов.
В будущем он должен быть пополнен струнными инструментами, которых мало в нынешнем оркестровом составе.
В оркестре играют
два фагота,
два гобоя (необходимо отметить, что это единственные музыканты в Сибири и на Урале, в Екатеринбурге, например, симфонический оркестр играет без них) и
полный квартет валторн.
Духовая группа представлена, таким образом, в оркестре полностью.
Если прибавить к этому струнные инструменты, оркестр будет в полном составе и его игра изменится от этого только еще в лучшую сторону.
Было бы желательно, чтобы оркестр дал в зимнем сезоне ряд самостоятельных концертов выдержанных программ и камерных.
ОПЕРНЫЙ ХОР.
Хормейстер оперного хора—Н. С. Петров.
В оперном хоре сейчас 29 человек.
В будущем состав хора будет увеличен ещё на 5 человек.
В настоящее время не хватает в хоре теноров.
В предстоящем зимнем сезоне предстоят ряд самостоятельных выступлений хора, а также совместно с артистами и оркестром.
В ближайшее время хор выступит с такими произведениями, как
«Эй, ухнем»,
«Дубинушка»,
«Бандура» (малороссийское поппури) Давыдовского
и т. д.
При Рабочем Дворце организуется и хоровая студия.
БАЛЕТ.
Балетмейстер Н. М. Сокольский, ведующий балетом оперы Рабочего Дворца— ученик Н. Легата и Чекетти (заграницей),
Н. М. Сокольский долгое время работал в театрах России и на Урале и участвовал в заграничной русской балетной труппе Дягилева, при непосредственном сотрудничестве с М. М. Фокиным.
Балет располагает в данный момент весьма небольшим составом, который с течением времени и с развитием оперных постановок будет увеличен количественно и качественно.
Самым его существенным недостатком является отсутствие прима-балерин.
В настоящее же время в балете две балерины:
Р. П. Райковская—танцовщица характерная жанра, и
И. А. Рассинская— танцовщица стильных танцев.
Кроме того, в составе балета имеются две молодых танцовщицы, впервые получающих боевое крещение на большой и серьезной сцене,
И. Р. Шорохова и
Н. И. Ловцова.
БАЛЕТНАЯ СТУДИЯ.
При балете предполагается организация студии ритмо-пластики и хореографического искусства.
В студию уже записалось около 30 человек, руководить студней будет Н. М. Сокольский.
В студию будут приниматься в первую очередь командированные профорганами и РКСМ —босплатно, во вторую—все желающие за плату.
На лекции будут допускаться также и не студийцы в качестве вольнослушателей. К организации студии уже фактически приступлено.
Задача студии —создать новые активные балетные силы и инструкторов по художественному развитию, дабы бросить их в кассы.
БИБЛИОТЕКА.
В Рабочий Дворец переведена центральная городская библиотека.
Для пополнения ее современной литературой правление Дворца связалось с нейтральными книгоиздательствами в Москве и Петрограде.
Кроме своих непосредственных обязанностей по выдаче и обмену книг, библиотека должна будет служить для читателей руководящим и справочным центром по самообразованию, подбирал специальную литературу по запросам читателей.
Дело должно быть поставлено так, чтобы самый неподготовленный читатель смог быстро ориентироваться и найти для себя нужную и интересную книгу.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ.
Читальный зал Рабочего Дворца оборудуется по образцу американских читален с отдельными, специально устроенными, столиками для читателей.
Вся забота направлена к тому, чтобы обеспечить в читальне читателям наибольшие удобства и покой.
Соответственно приспособлено будет и освещение в вечерние часы—отдельные лампы с ярким светом на два-три человека.
В читальном зале будут помещаться постоянные выставки различных плакатов, карт, диаграмм, графиков и т. д. Средняя вместимость зала до 150 человек.
ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТЫ.
В течение зимнего сезона в Рабочем Дворце (на его сцене) состоится цикл специальных вечеров, посвященных пропаганде художественной песни и образцов музыкального искусства.
Каждый такой концерт будет тесно связан с пояснительной популярной лекцией, посвященной творчеству того или другого композитора.
Все музыкальное исполнение (рояль, пение, инструменты) явится, таким образом, иллюстрациями к читаемому реферату. Эти концерты начались с серии, посвященной развитию русской музыки, начиная с народной песни.
Первый такой концерт состоялся специально для рабочих 9-го ноября. Кроме того, предполагается ряд этнографических концертов, посвященных сибирской национальной музыке (инородческой), На туземных языках: якутском, юрацком, бурятском, тунгузском и алтайских.
Песни будут демонстрироваться в этнографической записи и в обработках композиторов—исследователей специальных тюркских имонгольских гамм.
В концертах будет представлен также инородческий балет, точно копирующий инородческие танцы. Руководить этими концертами будет Н. Суслов—знаток сибирской и инородческой песни, а также этнограф.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТУДИЯ.
Открытие художественной студии при Рабочем Дворце предполагается в помещении летнего театра в саду при Дворце вместе с декоративной мастерской или в одной из комнат Рабочего Дворца.
Смета на оборудование декоративной мастерской и студии уже составлена.
Заведывать студней будет художник Н. Е. Дорогов, окончивший Петроградскую академию.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КЛУБ
При Рабочем Дворце будет организован научно-технический клуб, цель которого —популяризации и распространение среди рабочих научно-технических знаний. Клуб будет разбит на секции и кружки по отдельным отраслям знания—мироведению, физико-математическим, промышленно-техническим и прочим.
При клубе будет существовать специальная библиотека и научный кинематограф. Следует отметить, что научный кинематограф будет едва ли не единственным научным кино во всей Сибири, посмотри на то, что на складе Сибфотокомбината имеется много картин популярно-научного содержания.
ЧТО МЕШАЕТ ОТКРЫТИЮ СТУДИЙ
Открытию мешает недостаток денежных средств и квартирный кризис в городе, благодаря чему артистам оперы и сотрудникам приходится жить во Дворце, в комнатах, которые предназначены для студий и т. д.
Как только разрешатся эти материальные вопросы, будет приступлено к организации, к созданию лекционного бюро научно-технического клуба, кино и проч., всего, что явится основой Рабочего Дворца.
В организации всего этого, конечно должны принять горячее участие местные профессиональные,общественные организации.
Близкий
Рабочий Дворец должен стать дворцом рабочих
(Беседа с председателем правления Рабочего Дворца тов. Млиник).
В беседе с нашим сотрудником
по вопросу о реорганизации Рабочего Дворца, тов. Млиник, завгубоно, председатель правления Дворца, сообщил следующее:
— Хотя Рабочий Дворец открыт официально в день празднования 5-тилетней годовщины Октябрьской революции, но далеко еще не является дворцом рабочих, очагом пролетарской культуры. Предстоит еще громаднейшая работа для того, чтобы создать из дворца доподлинный Рабочий Дворец. Все дело в том, что опера, функционирующая с половины ноября в здании Дворца, не представляет собою и не должна представлять основной деятельности Рабочего Дворца. Дворец должен жить его культурно-просветительными организациями: библиотекой, читальней, студиями, лекциями, научным кино и пр. Только тогда, когда всё необходимое для этого будет дооборудовано, Дворец сможет стать дворцом рабочей массы. Теперь же нам приходится эксплоатировать оперу. Но и в отношении ее, правление озабочено (считая это своей главнейшей задачей) приближением оперы к массам, дабы она была им более доступной.
С этой целью устраиваются,
во-первых раз в неделю бесплатные спектакли для рабочих (в месяц это даст возможность побывать в опере 3200 рабочим),
во-вторых один спектакль или концерт по удешевленным ценам и, наконец, в-третьих изменена совершенно расценка мест во Дворце.
До сего времени цены местам колебались от 500 руб. до 1500 руб.
Теперь же с 1-го декабря, установлена расценка от 200 до 2000 рублей, причем из 800 мест—243 места дешевых, т. е. от 200 до 500 руб. включительно.
Кроме того, правлением намечено, по завершении оборудования собственной электро-станции при Дворце, довести число бесплатных спектаклей до 8 в месяц специально для рабочих, красноармейцев и детей.
Большего дать нельзя.
Опера в настоящий период, естественно, не оправдывает всех расходов, ибо масса расходов организационных (декорации, костюмы, бутафория, ремонт и пр.), которых нельзя вычеркнуть, но в будущем опера окупит все расходы и будет, бездефицитной.
В настоящее время правление занято изыскиванием твердого финансового базиса для всего предприятия Рабочего Дворца. В этом отношении намечены: перевод его
на местные средства и ассигнования губоно на культурно-просветительные организации в нем.
Необходимо отметить, что вопрос со средствами вообще до чрезвычайности тяжел.
В день открытия Рабочего Дворца сибирскими и губернскими учреждениями и организациями было пожертвовано по подписному листу для его поддержания 51 миллиард рублей, но до сего времени пожертвованные деньги выплачиваются чрезвычайно туго За месяц собрано только 24 миллиарда.
Между тем, быстрое и своевременное получение денег дало бы возможность скорее приступить к разрешению основных задач и целей Рабочего Дворца—к созданию его культурно просветительных организаций, которые должны будут стать культурными центрами для рабочих, отвечать на их запросы, сеять знания в самой гуще трудящихся масс.
В этом самая важная и серьезная задача. Рабочий Дверец должен стать действительным Рабочим Дворцом, и он им станет, конечно, при условии активной поддержки масс и партийных, хозяйственных и профессиональных организаций.