Пролеткульт
Были множественные попытки создать искусственные культуры, альтернативные уже имеющимся.
Все они закончились крахом.
Созданное было явно пародийным и халтурным.
И не находило отклика у целевой среды - было им безразлично. Максимум, служило орудием пропаганды создателей, но без этого не работала.
Это , обычно, относилось к классовым и этническим сущностям.
Вот пролеткульт, считалось, это - выражение творческого потенциала пролетариата. Хотя ни одного пролетария среди создателей не было.
И ни один пролетарий ничем из пролеткульта не заинтересовался.
Сейчас если кто о пролеткульте вспоминает, то в качестве забавной вставки в какое-то другое произведение искусства - деталь времени.
Были и попытки, особенно в СССР, создать - этнические культуры.
По шаблону.
Первым делом писали - национальный эпос.
Судя по всему, шаблон был немецкий. Нибелунги, Гибель богов и всё такое прочее.
Кстати - скандинавы удачно скопировали.
И финны тоже постарались. Но сильно уж удивлять не стали - сказали честно - Калевала "открылась" в середине 19 века...
Ну, раз у скандинавов получилось, то решили - получится и у остальных.
Ну, всё сделалось очень слабо.
Впрочем , это мало кого волновало... Для отчёта хватило - национальный эпос создан!
Тем не менее, успехов нет.
Культура - вырастает сама!
Её создают, разумеется, личности, но есть некоторый кооперативный эффект, который интегрирует усилие творцов в нечто целое и служит стимулом для творчества.
Эффект сложный и не копируемый.
И никакое искусственное насаждение культуры невозможно.
Возможно только - дать хорошее образование. А дальше - как пойдёт...
Между прочим, это касается и личностей.
Культурным человеком можно стать только имея для этого мотивы. Во многом - врождённые.
Ну, воспитание в культурной среде , разумеется, влияет и на другие типы личностей, смягчает нравы, но по принципу - распропагандировали.
Например - не все, окончившие музыкальную школу и даже консерваторию, любят музыку. Даже специалисты - просто работа. От и до.
ПРосто - в детстве настояли родители.
Потом некуда было деваться - вложено много сил и вытерплено много мучений.
Навыки есть, интереса нет. Почти дрессировка.
Мне почему-то больше всего жаль - виолончелистов. Странный инструмент. Можно играть только на концертах.
В кампании как на гитаре или фортепиано не сиграешь.
Для себя, как Шерлок Холмс на скрипке, тоже не очень.
Носить - сложно, инструмент габаритный.
Аккомпанемент для певца или участие в джазе - слишком креативно.
Звук специфический...
А на гитаре, как говорят - можно сбацать.
Да и на рояле тоже, особенно если окружающие навеселе.
А вот на виолончели сбацать - проблематично.
Мне виолончелистов - жалко!
Вот и культура - сбацать её невозможно.
Пролекульт - пробовали.
Хотя - дворовая субкультура существует.