Гегельянство.
Многие политические движения выводят себя из учения Гегеля.
И многие политические деятели уже вышли из гегелянских кружков 19 века - тогда это стало необычайно модным среди образованного общества.
Ну, в первую очередь это конечно марксисты-ленинцы. Там вся формалистика построена на гегелевском стиле.
Убеждённым гегельянцем был идеолог фашизма Джованни Джентиле.
И многие другие.
Гегельянство это фактически - скучная немецкая поэзия.
Не в смсле, что немецкая поэзия по своей природе скучная. Нет, она совсем не скучная. Просто гегельяноство - скучное.
И Гегель технически не поэт. Не умел писать стихи.
Если бы он всё изложил в поэтической форме, то сейчас всё это было бы в форме религии.
Вот Коран на арабском, говорят , кто понимает язык, что это поэзия, стихи. Его и читают публично как стихи.
Гегель оказался философом, но не пророком-поэтом.
И время прошло, когда всё можно было бы капитальнее инсталлировать.
Как и всякая поэзия, в политизированном виде она стимулировала в основном радикальные формы.
Что здесь технологичного?
Система из поэзии, эрудиции и имитации логики создаёт психологическую базу для образованных людей к мобилизации усилий и координации действий на фоне эмоционального подъёма. Причём чтение подобных произведений и тусовки в рамках создающейся субкультуры делают это устойчивым состоянием.
Остаточные, но устойчивые влияния гегельянства сохраняются до сих пор.
То есть - делающие могут использовать этот метод.
Особенно - поэты. Даже плохонькие. Ведь даже у плохого поэта есть одно-два хороших стихотворения. Забавно, но этого иногда бывает достаточно.
Последствия гегельянства тоже можно использовать.
Если использовать его терминологию, то по векам можно распределить влияние так.
19 век - тезис, то есть создание учения, инсталлирование метода и начальные надежды.
20 век - антитезис, то есть - проверка на прочность и определение мест эффективного применения, места были.
21 - синтез, то есть - сделать нечто из получившегося, и ещё больше из неполучившегося.
Есть даже соприкосновения с дзеном.
Ну, по Гегелю, Абсолютная Идея и Абсолютное Ничто это одно и тоже.
Читайте "Науку логики", там это - близко к началу.
Как многие шутили - в этой книге нет ни науки, ни логики. Поэтому - влияние огромно.
Реальность, однако, в том, что - нет никакой Абсолютной Идеи.
В этом её сила.
Если перефразировать Конфуция - трудно найти в Ничто Абсолютную Идею, особенно если её там нет.
Но Гегель знал, что в этом деле главное - поиск, а не результат.
Или не знал?