В ответ на: А как же свидетельство Энгельгадта?
Да так же, как лепятся мифы препарированием первоисточников. Признайтесь, Вы не заглянули в источник, а скопипастили процитированный выше огрызок абзаца. Вот его продолжение:
"Все это, однако, не мешает крестьянину быть чрезвычайно добрым,
терпимым, по-своему необыкновенно гуманным, своеобразно, истинно
гуманным, как редко бывает гуманен человек из интеллигентного
класса. Вследствие этого интеллигентному и бывает так трудно
сойтись с мужиком. Посмотрите, как гуманно относится мужик к
ребенку, к идиоту, к сумасшедшему, к иноверцу, к пленному, к
нищему, к преступнику - от тюрьмы да от сумы не отказывайся, -
вообще ко всякому несчастному человеку."
И еще оттуда же по поводу "индивидуализма" крестьянина:
"Нет хлеба – в миру прокормиться можно кое-как
до весны. С голоду никто не помирает, благодаря этой взаимопомощи
кусочками… Не подать
кусочек, когда есть хлеб, – грех."
"Все «огородное» бабы из двух соседних деревень убирали у
меня «из чести»; только картофель убирали «за потравы».
Работа «из чести», толокой, производится даром, бесплатно;
но, разумеется, должно быть угощение, и, конечно, прежде всего
водка."
"Заслышав возню и догадавшись, что волки пришли брать собаку,
батраки выскочили из избы - смелость русского человека известна в
таких случаях, все выскакивают на помощь собакам с голыми руками,
без всякого оружия,"
"Несмотря на развитие индивидуализма, на ссоры,
зависть, являющуюся больше всего от желания всех приравнять, -
чуть дело коснулось общего врага: помещика, купца, чиновника, -
все стоят как один. Смешон тот, который думает, что в деревне,
разделяя, можно властвовать. Помещику, купцу и хозяйничать
невозможно, не понимая, что относительно деревни нужно
действовать так, чтобы всей деревне, а не какому-нибудь Осипу,
было выгодно."
"В моих письмах я уж много раз указывал на сильное развитие
индивидуализма в крестьянах; на их обособленность в действиях, на
неумение, нежелание, лучше сказать, соединяться в хозяйстве для
общего дела....Иные даже полагают, что делать что-нибудь
сообща противно духу крестьянства. Я с этим совершенно не
согласен. ... для работ на артельном начале, подобно тому, как в граборских артелях, где
работа делится и каждый получает вознаграждение за свою работу,
крестьяне соединяются чрезвычайно легко и охотно. Кто из нас
сумеет так хорошо соединиться, чтобы дать отпор нанимателю (если
бы не артели, то разве граборы получали бы такую плату за работу:
граборы-одиночки обыкновенно получают дешевле, потому что
перебивают работу друг у друга), кто сумеет так хорошо
соединиться, чтобы устроить общий стол, общую квартиру?