Комментарий Д. Быкова:
О.БЫЧКОВА: Давайте. Илья Фарбер, московский учитель, который поехал в Тверь, в тверское село учительствовать, Попытался отремонтировать местный клуб, попытался там как-то детей учить рисовать и чему-то еще такому, и в результате все это закончилось 8-мью годами лишения свободы, 3-мя миллионами рублей штрафа и, в общем, конечно... Ну, пока эта жизнь выглядит как полностью испорченная, честно говоря.
Д.БЫКОВ: Ну, вот это должно нам дать как раз понять, что, что еще страшнее для этой власти, это попытка просветительства. Потому что человек, который идет в деревню с просветительскими целями, выглядит городским сумасшедшим.
О.БЫЧКОВА: А вы следите за этой историей?
Д.БЫКОВ: Слежу. Меня больше всего в этой истории поразило то, что сам Фарбер до такой степени ничего не понимал. Он должен был все понять уже с самого начала: его не приняла эта деревня. Видимо, хоть он и учитель-гуманитарий, а он тургеневскую «Новь» явно не перечитывал, историю о том, как... Там есть такой эпизод, как Нежданова, пропагандиста сдают сами крестьяне. Он приезжает к ним с проповедью добра и справедливости, они его споили, побили и сдали. Надо уметь. Нужен подход. А когда Черниченко приезжал в деревню, он был там свой. Фарбер был там явно чужой. Надо было сразу поворачивать оглоблю – он не по адресу приехал в эту деревню Мошенки.
Но тем не менее, еще одна существенная ошибка его, конечно, как мне кажется, в том, что он не заручился помощью детей. Потому что если бы детям было с ним по-настоящему интересно, они бы за него вступились. Видимо, у него не сложилось контакта с этим классом. Вот эта история, когда он устроил им ночь ужасов, там, ночью читал страшное, это хороший педагогический прием. Я в Артеке во время кинофестивалей тоже детям триллеры показывал.
О.БЫЧКОВА: Все бы мечтали о таком учителе.
Д.БЫКОВ: Все мечтали бы о таком учителе.
О.БЫЧКОВА: Конечно.
Д.БЫКОВ: А там мать этих детей пришла к нему и говорит: «Ты моих детей в темноте щупал». Что это такое? После этого немедленно нужно было уезжать. Потому что если человек видит, что его намерения истолковываются так, он должен был понять, что он пришел не по адресу. Я уже не говорю о том, до чего мы довели, собственно говоря, население сельской России, если любую попытку улучшить его положение, оно воспринимает как попытку ограбить. Ведь, он, действительно, хотел отреставрировать клуб, понимаете?
О.БЫЧКОВА: И он, действительно, вкладывал туда свои деньги, между прочим.
Д.БЫКОВ: Вкладывал свои деньги. Он нарисовал вот этот проект. Но с другой стороны, конечно, Фарбер повел себя как милый сельский чудак. Ну что такое?.. Какой 3-этажный клуб в деревню в 20 домов, где живет там 50 человек, торгующих деревом? Ну, о чем речь? Туда автобус не доходит. Делать 3-этажный клуб и в нем – бильярд. Хотя, он – еврей, конечно, но это абсолютно русская, утопическая такая история.
О.БЫЧКОВА: Ну, Маниловская такая история.
Д.БЫКОВ: Маниловская. Как в одном рассказе, разводить спаржу на территории Средней России.
О.БЫЧКОВА: Не, ну хорошо, но были бы вокруг разумные там, доброжелательные люди, которые бы ему сказали «Ты чего? Давай чего-нибудь другое сделаем».
Д.БЫКОВ: Ну, простите, откуда было взяться этим людям, когда на протяжении последних 20 лет остатки русской деревни просто вымаривали? Мы понимаем, что ее просто бросили умирать. И я горячо сочувствую Фарберу, я надеюсь, что это дело будет пересмотрено, оно показывает явственно совершенно еще раз, кто грознее всего, кто самый страшный оппонент (тот, кто пытается на своем месте что-то делать). Но других народников я, все-таки, хотел бы предостеречь: господа, если вы придете поднимать русскую деревню, начинайте не с бильярда.