Сообразим на троих
Максим Момот, Владислав Серегин, 09/2010
Стремясь развивать экономическую интеграцию на постсоветском пространстве, Россия сама же ей препятствует, а потому может сильно проиграть от созданного недавно Таможенного союза
В октябре в Казахстане начнутся продажи собранных в Костанае внедорожников SsangYong. Местный автодилер Allur Auto, который стал вторым автопроизводителем в республике, в ближайшие пять лет намерен выйти на уровень производства в 10 тыс. машин в год. Правда, ежегодный объем казахстанского рынка новых автомобилей составляет менее 20 тыс. машин. Куда пойдет столько внедорожников? Гендиректор Allur Auto Андрей Лаврентьев не скрывает, что к запуску сборочного производства подтолкнуло формирование Таможенного союза (ТС) Белоруссии, Казахстана и России: не продав еще ни одного SsangYong, бизнесмен говорит об их экспорте в Россию. Многие казахстанские предприниматели рассматривают этот союз как шанс получить доступ на огромный российский рынок и уже с удовольствием рекламируют этот путь своим азиатским партнерам, предлагая создавать ориентированные на экспорт производства. Российский бизнес, напротив, в замешательстве: для него ТС пока не сулит очевидных выгод и воспринимается как политический проект Кремля.
Кому как
«Мы очень осторожно относимся к решению о создании ТС», – заявил журналу «РБК» председатель «Деловой России» Борис Титов. По его словам, отечественным товарам, конечно, теперь будет легче конкурировать с иностранными на рынках Казахстана и Белоруссии, но такие рынки не сравнить по размеру с нашим. «Для российских производителей это вовсе не прорывное решение», – считает он. Между Россией, Белоруссией и Казахстаном уже 15 лет действует режим свободной торговли, напоминает эксперт Ассоциации экономистов Казахстана Роман Кусаинов. «Объективно единственное, что сразу почувствуется, – это снятие таможенного контроля со взаимных границ», – уточняет он. Правда, пока и от этого больше вреда, чем пользы. И дело не только в проб лемах с оформлением грузов, которые возникли летом на границе из-за изменения правил таможенного оформления (к примеру, в Восточном порту за первую половину июля застряло более 4 тыс. контейнеров). Президент РСПП Александр Шохин вынужден был написать письмо премьер-министру РФ Владимиру Путину, предупреждая о серьезных трудностях для бизнеса. Принятие закона «О таможенном регулировании в РФ» почему-то отложено, решено одновременно руководствоваться таможенными кодексами РФ и ТС, нормы которых, по словам главы РСПП, попросту несовместимы между собой. Остается несогласованной и техническая документация.
Некоторые позитивные изменения (точнее надежды на их появление) после образования ТС, впрочем, заметны. «Небольшой плюс заключается в том, что не надо оформлять декларации при поставках внутри стран ТС», – отмечает Борис Титов. По его словам, товарооборот между этими государствами, вероятно, увеличится. «В моем случае легче будет поставлять в Белоруссию шампанское», – говорит председатель «Деловой России» и по совместительству владелец шампанского дома «Абрау-Дюрсо». «В отличие от практики последних лет в документах ТС более жестко регламентируется срок, за который товар должен пройти таможенную «очистку» – два дня с момента подачи декларации, – поясняет генеральный директор Nobel Biocare Russia Александр Смирнов. – Это вполне здоровый подход, принятый в Европе: ранее данный срок в принципе не регламентировался».
Небольшие послабления, однако, не отменяют главного. По риторике властей легко понять, что для них ТС – в значительной степени политический проект, поэтому многие важные детали так и не были доработаны в срок – хотелось запустить союз к обещанной дате. «Союз перерастает чисто экономический формат, становится новой геополитической реальностью, это очевидный факт», – заявил Владимир Путин в мае. Безусловно, нашей стране хотелось бы прочнее привязать к себе ближайших соседей. «Политическая выгода стоит немало. Безусловно, российский бюджет понесет какие-то потери вследствие внедрения нового механизма зачисления ввозных таможенных пошлин. Но в целом отечественный рынок максимально защищен в рамках Единого таможенного тарифа ТС, поскольку он был сформирован на основе российского таможенного тарифа, – рассказали журналу «РБК» в Торгово-промышленной палате (ТПП) России. – Казахстан и Белоруссия подняли пошлины на значительный ряд товаров из третьих стран. Бюджеты наших соседей от этого выиграют, а потребители, вероятно, получат более высокие цены на такие товары». Белорусский экономист Сергей Чалый видит смысл создания ТС для России в протекционизме. «За 2009 год РФ ввела массу временных защитных мер в виде повышенных пошлин, а теперь с помощью ТС эти временные уровни стали постоянными, – подчеркивает эксперт в интервью журналу «РБК». – По сути речь идет о защите внутренней перерабатывающей промышленности». Кроме того, по словам г-на Чалого, это попытка создать замкнутый рынок, обособленный от мирового. Единый рынок с высокой защитой от импорта будет стимулировать иностранных инвесторов открывать в зоне союза свои сборочные производства. «Традиционно в таких объединениях стран с примерно одинаковой структурой экономики (по уровню развития) основные инвестиции идут в страну с большим рынком», – констатирует г-н Чалый. В ТПП также считают, что повышение пошлин на товары из третьих стран в Казахстане и Белоруссии дает шанс российским производителям заменить эти товары дешевыми аналогами из России. Но не все так просто.
Выигравшие и проигравшие
Борис Титов отмечает, что налоговые режимы в Казахстане и России сильно различаются: у восточного партнера по ТС налоги не только меньше (НДС – 12%, налог на прибыль – 20%, тогда как в нашей стране – 18 и 24% соответственно), но и проще и эффективнее администрируются, что также немаловажно для бизнеса, а значит, Казахстан имеет преимущество с точки зрения привлечения инвестиций. Кроме того, Астана активно занялась маркетингом республики как площадки по изготовлению товаров для экспорта в РФ в рамках ТС еще до подписания документов о его создании. С конца 2009 года в Казахстане реализовывается специальная программа новой индустриализации страны, главной целью которой является привлечение прямых иностранных инвестиций в не сырьевые сектора экономики, перерабатывающую промышленность, развитую слабо. В мае Нурсултан Назарбаев встречался с турецкими предпринимателями и рассказывал о возможностях развертывания бизнеса в его республике. По неофициальным данным, один из крупнейших холдингов Турции – Demir Dokum – намерен создать там свое текстильное производство, благо в соседнем Узбекистане хлопка в избытке.
Казахстанские власти активно «продают» российский рынок иностранным инвесторам. «Новые возможности для наших предпринимателей открывает ТС между Казахстаном, Россией и Беларусью с населением около 170 млн человек. Думаю, что турецкие предприниматели смогут совместно с нами подключиться к освоению этого масштабного рынка», – заявил в мае вице-министр индустрии и новых технологий Казахстана Берик Камалиев. Генеральный директор первого автосборочного завода «Азия Авто» в Казахстане Ержан Мандиев говорит о том же: «Если для России откроется маленький рынок Казахстана, то для нас будет доступен огромный рынок России». В июле на мощностях «Азии Авто» началась сборка Chevrolet Lacetti. Благодаря вводу запретительных пошлин на импорт подержанных автомобилей (по оценкам, их в республику поступает до 300 тыс. в год) сборочные производства в Казахстане становятся перспективным бизнесом даже без прицела на экспорт в нашу страну. «Россия является крупным импортером мяса, каждый год туда из дальнего зарубежья ввозят более 700 тыс. тонн мяса птицы, около 600 тыс. тонн мяса крупного рогатого скота. Это все по 15-процентным пошлинам. Мы же можем поставлять беспошлинно. И я думаю, что за этот рынок стоит побороться», – строит планы министр экономического развития и торговли Казахстана Жанар Айтжанова.
Конечно, создание ТС сулит Казахстану не только выгоды. По словам президента инвестиционной ГК Resmi Кайрата Мажибаева, для казахстанских компаний из финансового и обрабатывающего секторов появляется как минимум два новых фактора: ужесточение конкуренции с зачастую гораздо более крупными игроками из России и Белоруссии и появление, в основном из РФ, новой группы потенциальных инвесторов и покупателей казахстанских компаний, а также банков с интенсивным опытом кредитования обрабатывающего сектора. «На текущий момент казахстанский производитель вряд ли сможет конкурировать на российском рынке, поскольку ему прежде придется значительно потратиться на унификацию своих товаров в соответствии с российскими стандартами», – полагает Роман Кусаинов.
Палки в колеса
О проблемах с унификацией стандартов сожалеют и российские бизнесмены. «Было бы, конечно, здорово перенести европейский опыт на ТС: имея офис во Франции, спокойно и безо всяких таможенных проволочек отправлять продукцию в Германию или Италию», – говорит Александр Смирнов. Однако, по его словам, в настоящее время между странами есть значительная разница в налоговом и таможенном законодательстве, регистрации товарных знаков и т.д. «Сейчас о том, чтобы из Москвы работать напрямую с Казахстаном или Белоруссией, речи не идет, так же проблематично открыть там офисы, – отмечает г-н Смирнов. – В данный момент, к примеру, у нас даже есть рекомендации от партнеров: не претворять в жизнь новые инициативы, а подождать и дать время новому законодательству найти практическое применение». Как подчеркнул собеседник журнала, сегодня гораздо труднее открыть офис в Белоруссии и поддерживать с ней торговые отношения, чем с США. «У Nobel Biocare в Европе – один склад, а в странах СНГ у нас склады в каждой стране – в Казахстане, Армении, на Украине, где дистрибьютор имеет собственные складские запасы, – рассказывает он. – Новый дистрибьютор – и история повторяется: приходится иметь дело с таможенным оформлением и кучей таможенных проволочек, отдельно регистрировать медицин скую продукцию, уже запатентованную в России».
Но до более глубокой интеграции пока далеко, и чем дальше, тем очевиднее становится: никто в России и не ставил перед собой цели осуществить интеграцию трех стран по-настоящему. «В сущности, получается снова выхолощенный ТС, не лучше того, что был у нас с Россией с 1995 года, – там тоже была масса изъятий», – констатирует Сергей Чалый. Вопреки обычной логике интеграции, координация экономической политики по отношению к третьим странам происходит раньше свободной торговли между странами-участницами. На взгляд эксперта, это на самом деле лукавство, попытка образовать ТС, не отменяя, например, экспортные пошлины на нефть для Белоруссии. «Сначала нужно создать зону свободной торговли, но Россия никак на это не может пойти уже 15 лет, – говорит г-н Чалый. – Позиция РФ очень странная: давайте что-нибудь такое интеграционное сформируем, но дискриминационные права за собой оставим».
http://magazine.rbc.ru/2010/09/01/trends/562949980110067.shtml?print