Однажды он сидел в кафе за чашечкой кофе — большего он себе позволить не мог, ибо в этот день нужно было поститься и максимально во всём себя ограничивать, — когда, к огромному своему удивлению, увидел молодого прихожанина из своего прихода, пожирающего огромный ломоть говядины за соседним столиком.
— Надеюсь, я не шокировал вас, святой отец, — сказал молодой человек с улыбкой на лице.
— Ах! Насколько я понимаю, ты просто забыл, что сегодня день поста и воздержания, — ответил священник.
— Да, нет. Я прекрасно об этом помню.
— Ну, тогда ты, наверное, болен. Врач, должно быть, запретил тебе голодать.
— Вовсе нет. Я прекрасно себя чувствую.
Услышав эти слова, священник поднял глаза к небу и сказал:
— Какой пример подаёт нам подрастающее поколение, Господи! Видишь, этот молодой человек скорее признается в своих грехах, чем солжёт!
Птицы отдали своих птенцов в школу Совы. Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и приступила подготавливать их к жизни.
Она дала им знания, умения и навыки об основах наук гадания по звёздам, о философии одиночества в дупле, о зверином порядке ночного леса. Потом провела ЕГЭ, выдала всем аттестаты зрелости и сказала: «Живите!» Сама же срочно залезла в дупло, ибо наступило утро и взошло солнце. Выпускники оглянулись: нет на небе звёзд, нет одиночества, нет ночного леса. Как жить?
Они закричали Сове в дупле:
— Ты нас готовила для ночной жизни в лесу, а мы — птицы света. Как же теперь нам жить?
— Разберитесь сами… — выдохнула Сова из дупла и погрузилась в философию одиночества.
Момент просветления Притча неизвестного происхождения
Одного Мастера спросили, что тот почувствовал в момент просветления?
— Я почувствовал себя дураком.
— Почему? — удивились спрашивающие.
Мастер ответил:
— Представьте себе, что вы хотите во что бы то ни стало попасть в дом: карабкаетесь по лестнице, разбиваете окно, а потом выясняется, что дверь была не заперта.
Мясник, которому не удавалось найти работу в городе, направился в деревню, купил ягнёнка, зарезал его, снял шкуру и стал продавать мясо. С утра до вечера простоял он на улице, но ничего не продал.
Поздно вечером к мяснику подошла старуха, державшая в руках корзину с отрубями. Она сказала ему:
— Дай мне за мои отруби мяса, только кусок пожирнее.
Мясник рассердился и ответил:
— Да сгинет та деревня, где за мясо дают отруби!
Тогда старуха ему сказала:
— Сразу видно, что ты горожанин, да ещё глупый вдобавок. Через некоторое время ты охотно продашь своё мясо за финиковые косточки.
Услышав, что в этой деревне даже финиковые косточки считаются товаром, он схватил своё мясо и повернул в город.
Источник: Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй.
— Нам дана заповедь любить ближнего своего, как самого себя. Но как я могу любить его, если он ко мне плохо относится?
Рабби ответил:
— Тебе следует понимать эти слова правильно: любить ближнего своего как нечто, что является тобой же. Ибо все души — это одна душа. Каждая душа — это искра, отлетевшая от единой исконной души, которая целиком присутствует во всех душах точно так же, как твоя душа целиком присутствует во всех членах твоего тела. Твоя душа может ошибиться, и тогда совершает ошибку и твоя рука, причиняя тебе страдание. Но будешь ли ты за это бить и хлестать свою руку, считая, что это она не поняла, что от неё требовалось, тем самым увеличивая свою и без того немалую боль? То же самое — и с твоим ближним, который с тобой — одна душа и который плохо к тебе относится, недостаточно хорошо тебя понимая. Если ты накажешь его за это, то причинишь тем самым боль себе.
Ученик снова спросил:
— Но если я вижу грешника, виноватого перед Богом, как я могу любить его?
— А разве ты не знаешь, — отвечал рабби Шмельке, — что исконная душа произошла из сущности Бога, так что каждая человеческая душа поэтому — часть Бога? Разве не проснётся в тебе жалость, когда ты увидишь, что одна из священных божественных искр так сильно запуталась в грехах и почти погибла?
Жил в горах один очень могущественный йог. Он проводил месяцы в медитации, и скопил огромную силу своей аскезой. Если какая-нибудь птица тревожила его медитацию, он мог силой мысли испепелить её.
Однажды он решил пополнить свои запасы еды и пошёл в ближайшее селение. Он подошёл к первому дому и постучал. Оттуда вышла женщина и спросила, чем она может помочь святому (странники в Индии приравнивались к святым, и обычные люди должны были им помогать во всём).
Он попросил поесть. На что женщина ответила:
— Хорошо, я вынесу тебе поесть. Но я прошу тебя подождать. Сейчас я служу своему мужу. Как только он закончит кушать, я накормлю тебя.
Она ушла, и странник стал ждать. Пять минут, десять… Гнев нарастал.
Тогда он решил проклясть её за неуважение. Он достал чётки и начал читать очень сильную мантру. Но когда закончил, то понял, что она не сработала. Он повторил её ещё раз, и ещё, но ничего не получалось.
Через какое-то время из дома вышла женщина с едой. Йог спросил:
— Я коплю в горах силу аскезой: голодаю, сплю на земле, медитирую. Я насылал на тебя проклятья, они очень сильные… А ты живёшь в доме с мужем. Почему на тебя ничего не подействовало?
— Потому что я всю жизнь служу своему мужу, — ответила женщина. — Я ничего не боюсь, и меня не заботит ничего, кроме того, как лучше давать ему своё служение. Источник
Антрополог предложил детям из африканского племени поиграть в одну игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил, обратившись к детям:
— Тот из вас, кто первым добежит до дерева, удостоится всех сладких фруктов.
Когда он сделал знак детям начать забег, они накрепко сцепились руками и побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались вкусными фруктами. Поражённый антрополог спросил у детей почему они побежали все вместе, ведь каждый из них мог насладиться фруктами лично для себя. На что дети ответили:
— Обонато.
Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные? «Обонато» на их языке означает: «Я существую, потому что мы существуем». Источник
Двадцать монахов и одна монахиня по имени Эсюн занимались медитацией у некоего дзэнского учителя. Эсюн была очень красивой, несмотря на то, что её голова была острижена, а одежда очень скромна. Несколько монахов тайно влюбились в неё.
Один из них написал ей любовное послание, настойчиво требуя встречи наедине. Эсюн ответила. На следующий день учитель проводил занятия с группой, и, когда они были окончены, Эсюн встала. Обращаясь к тому, кто написал ей, она сказала:
— Если ты действительно любишь меня, подойди и обними меня.
Пассажир вскочил на поезд до Нью-Йорка и сообщил кондуктору, что направляется в Фордэм.
— По субботам поезд в Фордэме не останавливается, — сказал кондуктор, — но я знаю, что вам нужно сделать. Когда поезд притормозит на вокзале Фордэма, я открою дверь, и вы выскочите. Предупреждаю, вам нужно будет бежать некоторое время вместе с поездом, иначе вы просто упадёте и сильно ушибётесь.
В Фордэме дверь открылась, пассажир выскочил на платформу и побежал вместе с поездом. Увидев это, кондуктор другого вагона открыл дверь и затащил пассажира в тамбур.
— Повезло тебе сегодня, приятель, — улыбнулся кондуктор. — По субботам поезд в Фордэме не останавливается!
Цзылу, сопровождая Учителя, от него отстал и повстречал старца, нёсшего через плечо на палке корзину. Цзылу его спросил:
— Вы видели Учителя?
Старик ответил:
— Не утруждаешь рук и ног, не различаешь хлебных злаков. Какой же у тебя учитель? — и, воткнув в землю палку, принялся полоть.
Цзылу встал перед ним в поклоне со сложенными на груди руками. Старик оставил Цзылу переночевать, зарезал курицу, приготовил просо, накормил его и представил ему двух своих сыновей.
На следующий день Цзылу ушёл и рассказал об этом Учителю.
— Это отшельник, — сказал Учитель и послал Цзылу снова с ним встретиться.
Придя к нему и не застав его дома, Цзылу сказал:
— Несправедлив тот, кто не служит. Если нельзя отвергнуть порядок разделения на старшего и младшего, как можно допустить, чтобы были отвергнуты обязанности государя и слуги? Стремясь достигнуть личной чистоты, наносят вред этой великой связи. Для благородного мужа служба — это выполнение своего долга, даже когда уже известно, что путь не может быть осуществлён.
Лама Санти, настоятель Цугольского дацана, славился своей учёностью. Книг и газет было мало, а лама Санти каким-то образом знал всё, что происходило вокруг.
Однажды приехала к нему делегация из Петербурга, состоящая из учёных, известных на всю Россию, чтобы проверить, действительно ли лама Санти знает так много, как о нём говорят. Лама, встретив их радушно, достал из кармана часы на серебряной цепочке и сказал:
— Я отвечу на все ваши вопросы, но сначала ответьте мне на три моих. Из скольких частей состоят эти часы? Из какого материала сделаны эти части? Сколько людей трудились над изготовлением этих часов?
Делегация посмотрела на часы, лежавшие у ламы Санти на ладони, и молча покинула его дом. Источник
Судьба не жаловала одного человека, и однажды, не утерпев, он спросил Бога о ней. Тот ответил, что его ждёт прекрасная судьба. И, можно сказать, заждалась… Человек возрадовался. По его мнению, теперь оставалось просто ожидать эту судьбу.
Ждал он её долго. Она не давала о себе знать. Человек размышлял так: «Бог не может обманывать. Может, испытывает моё терпение? Заслужу ли я им свою судьбу?» И ждал ещё. С тем же успехом.
Совсем ничего уже не понимая, прослышал он о неком мудреце, якобы всё знающем о жизни, и отправился к тому за разъяснением. Долог был путь или короток, но нашёл он старца в уединённом месте. Поведал свою историю. Старец уточнил:
— Значит, Бог сказал, что твоя прекрасная судьба тебя давно ждёт?
— Так и сказал, — подтвердил простодушно человек.
— И что ты сделал, чтобы встретить её?
— Ждал и верил, что скоро придёт.
— А не подумал, что она тебя также где-то ждёт? И давно…
— Нет, — признался озадаченный человек.
— Так иди и подумай, — напутствовал его старец, — а не отнимай зря у меня время!
Когда расстроенный человек ушёл, старец поглядел ему вслед и вздохнул:
— Ничего не надумает… те, кто приходят за советом о своей судьбе, представляют её, как подарок или удачу в игре. На которую никогда не решатся. Она же — испытание, дама капризная. Чтоб её добиться, необходимо многое превозмочь, и в первую очередь — себя. Если такое нужно объяснять человеку, то это просто пустая трата времени.
А человек между тем шёл и думал: «Видать, старец выжил из ума. Где я судьбу искать буду, не зная о ней ничего?» Источник
Сердце Храма Божьего Притча неизвестного происхождения
Ученики решили выяснить, какие этапы пришлось пройти учителю в своём духовном поиске.
— Вначале Господь отвёл меня за руку в Страну Поступков, где я прожил несколько лет. Затем он пришёл за мной и отвёл меня в Страну Печали; там я жил до тех пор, пока моё сердце не избавилось от необузданных желаний. Затем я попал в Страну Любви, чьё пламя уничтожило во мне всё, что ещё оставалось от моего эго. Потом я очутился в Стране Тишины, где моему изумлённому взору открылись все тайны жизни и смерти.
— Наверное, это был последний этап на твоём духовном пути, учитель? — спросили ученики.
— А вот и нет, — ответил мастер. — Однажды Бог сказал: «Сегодня я отведу тебя в самое сердце Храма Божьего, в сердце самого Бога». И отвёл меня в Страну Смеха.
Как-то раз пришли к Старчику два человека. Один говорит:
— Старчик, дай совет. Очень давно моя жена, которую я безумно люби, изменила мне и ушла к другому. Я не мог жить без люби и потому стал искать её в других женщинах. Оказалось — бесполезно. Ни одна женщина не дала мне покоя и наслаждения.
Второй сказал:
— Старчик, дай совет. Всю жизнь я посвятил людям. Я всё время думал над тем, как сделать людей счастливыми, но тщетно. Из-за этого я и сам потерял покой и умение радоваться жизни. Подскажи, Старчик, как быть?
И старчик тогда сказал:
— Вовремя вы ко мне пришли. Сегодня большой праздник. Пойдёмте на гулянье! Попоём, потанцуем…
Так и сделали. К вечеру те двое испытали блаженство.
Источник: Выженко А. Посох, сума и флейта: притчи и высказывания Старчика
— Авраам принимал странников, и Бог был доволен. Илия не любил чужеземцев, и Бог был доволен. Давид гордился тем, что делал, и Бог был доволен. Священник перед алтарём стесняется того, что делает, и Бог доволен. Иоанн Креститель отправился в пустыню, и Бог был доволен. Иона же пошёл в большой город Ниневию, и Бог был доволен. Спроси своё сердце, что бы ему хотелось. Когда сердце в ладу с твоими мечтами, оно сумеет обрадовать Бога.
— Сейчас мне двадцать шесть лет, и большую часть своей жизни я провёл в тюрьме. С детских лет мне было очень больно видеть несчастных людей. Я поимённо знал всех, кто страдает и испытывает нужду в нашем приходе. Наш священник и староста прихода всё собирали и собирали деньги, расходуя их на строительство различных зданий, благоустройство храма и тому подобное, а нуждающиеся семьи оставались совершенно никому не нужными. Я не берусь судить, была ли действительно нужда во всех этих постройках, я просто говорю о том, что видел множество обездоленных. Вот тогда я и стал тайком брать собранные на пожертвования деньги. На ворованные деньги покупал продукты, необходимые вещи и оставлял их под дверями бедняков. Сразу после этого, не желая, чтобы по подозрению в краже схватили ни в чём не повинного человека, я приходил в полицию и говорил: «Я украл деньги из церкви и потратил». Больше не говорил ничего. Так продолжалось несколько лет. В нашем городе тридцать тысяч жителей, все они обо мне слышали и иначе как «шпаной» и «вором» не величали. А я молчал и… испытывал радость. Иногда меня сажали по одному лишь подозрению в краже без вины с моей стороны. Поэтому я много лет провёл в тюрьмах.
Выслушав его рассказ, отец Паисий сказал:
— Вот что, парень. Хотя всё, что ты мне рассказал, и кажется на первый взгляд благим, но на самом деле ничего хорошего в этом нет. Больше так не делай. Я тебе кое-что посоветую. Из своего родного города тебе нужно уехать. Начни работать и по мере сил помогай обездоленным, делясь с ними последним куском хлеба, потому что это имеет большую цену, чем то, что ты делал до сих пор. Но даже если человеку нечего дать нищему и у него болит из-за этого сердце, то он даёт ему милостыню высшего порядка — милостыню кровью своего сердца. Ведь если человек даёт милостыню из того, что имеет, то при этом он испытывает и радость, а вот если ему нечего дать, то он чувствует в сердце боль.
Выслушав старца, юноша пообещал послушаться его совета и ушёл в радостном состоянии духа.
Несмотря на то что его сажали в тюрьму часто без вины, считали вором, не зная истинных мотивов, срамили и стыдили, он заботился не о том, как восстановить свою репутацию, но о том, как помочь другим. Источник
Осёл, сорока и волк Притча от Сулхана-Саба Орбелиани
Жил человек, и был у него осёл с ободранной до крови спиной. Он отвёл его на луг и привязал, а сам расположился неподалёку и стал за ним приглядывать.
Прилетела сорока, уселась ослу на спину и принялась клевать загноившееся место. Осёл рванулся, но не мог оборвать привязи и стал лягаться. Всякий раз, когда он лягался, хозяин покатывался со смеху.
Поглядел на это из лесу волк и сказал:
— Увидел бы меня кто-нибудь рядом с этим ослом, вся деревня погналась бы за мною — и люди и псы, а тут сорока чуть не заклевала осла, а хозяин радуется.
На почту пришла плохо упакованная посылка с библиями. Когда она разорвалась, на пол посыпались прекрасные книги в кожаном переплёте. Почтальон не смог удержаться от искушения и украл одну из них.
Когда позднее он признался в этом, у него спросили:
— Что же заставило тебя украсть Библию?
— Приверженность к религии, — ответил тот. — Я — очень религиозный человек!
В октябре 1941 года из Воронежа в Самару (Куйбышев) был эвакуирован авиационный завод. До эвакуации завод выпускал по 15 самолётов в день. После эвакуации, когда выпуск был уже налажен, из ворот завода выходил примерно один самолёт в день (около 40 в месяц). Директор завода — Матвей Шенкман — получил от Сталина телеграмму, в которой тот предупреждал, что если завод не будет выпускать больше самолётов, то руководство понесёт наказание.
Шенкман, собрав всех инженеров завода на собрание, сказал, что нужно выпускать больше самолётов. О телеграмме Сталина не говорил. Многие задумались, а несколько человек выступили с аргументацией, что, дескать, мы и так на пределе возможностей, что в существующем положении выпускать больше самолётов невозможно. Директор выслушал выступающих и всех, кто говорил о невозможности, удалил из кабинета. И только после этого он зачитал оставшимся телеграмму Сталина. Инженеры задумались ещё сильнее…
Уже через неделю после этого совещания завод начал выпускать по 27 самолётов в день! Источник
Сын правителя удела Жэнь сделал огромный крючок и толстую чёрную лесу, наживил для приманки пять десятков бычков, уселся на горе Куйцзи и забросил свою удочку в Восточное море. Так удил он день за днём, но за целый год не поймал ни одной рыбы. Наконец какая-то гигантская рыба заглотнула приманку, утащила крючок на самое дно, потом помчалась по морю, вздымая плавниками высокие, как горы, волны. Всё море взволновалось, и на тысячу ли вокруг все твари были напуганы громом, словно исторгнутым божественными силами.
Поймав эту рыбу, царевич Жэнь разрезал её, высушил и накормил всех, кто жил на восток от реки Чжэ и на север от гор Цанъу. И предание об этом событии восторженно рассказывали из поколения в поколение все рассказчики, даже самые неискусные.
Если, взяв бамбуковую палку и тонкую леску, ходить на ловлю рыбы к придорожной канаве, добудешь не гигантскую рыбу, а разве что пескарика. Так и тем, кто придумывает красивые истории ради благосклонности местного начальника, далеко до великих свершений. Тому же, кто не слышал истории о сыне правителя Жэнь, далеко до его способности править миром. Источник: Чжуан-цзы. Даосские каноны.
Великий математик Аравии лежал без движения. Ученики стояли вокруг учителя, с тревогой ожидая, что скажет врач. А врач, следя за сердцем больного, грустно произнёс:
— Всё, сердце остановилось…
Ученики в скорби склонили головы.
В это время прибежал запоздавший ученик и с порога выкрикнул:
— Учитель, я нашёл решение уравнения!
Все ученики с гневом обернулись к опоздавшему, требуя от него тишины. Но остановленное сердце учителя вдруг воспрянуло. Он слабым движением пальца подозвал к себе ученика и, не открывая глаз, прошептал:
— Скажи…
Ученик опустился на колени перед учителем и тихо произнёс решение. Учитель положил руку на голову ученика. На лице его застыла улыбка.
В тему, ))
Притча — это маленький рассказ, несущий какое-либо поучение. Притчи полезно перечитывать — вспоминаешь те важные вещи о которых стал забывать, а иногда полезно притчу и рассказать — через нее куда легче донести мысль, чем через какие-то доводы.
А в тему следующей притчи - Творите Добро!
С Праздником!!!
Жена Бога Современная притча
Мальчик лет десяти, дрожа от холода, босиком стоял у витрины обувного магазина и, не отрываясь, смотрел на тёплую обувь. К нему подошла одна дама и спросила:
— Мой маленький друг, что ты с таким интересом рассматриваешь за этим стеклом, о чём думаешь?
— Я прошу Бога, чтобы он мне дал одну пару ботинок, — ответил мальчик.
Дама взяла ребёнка за руку и вошла с ним в магазин. Она попросила продавца принести шесть пар детских носков и спросила, может ли тот принести таз с тёплой водой и полотенце. Служащий принёс всё, о чём его попросила дама. Она повела мальчика в заднюю часть магазина, сняла перчатки, вымыла ребёнку ноги, высушила их полотенцем. Продавец принёс носки. Дама надела одну пару на ноги ребёнку, затем примерила и купила ему ботинки, попросила завернуть остальные носки и отдала их мальчику. Потом она погладила его по голове и сказала:
— Теперь, без сомнений, ты чувствуешь себя намного лучше.
Она развернулась, чтобы уйти. В этот момент мальчик дотянулся до её руки и, глядя на неё со слезами на глазах, спросил:
Собрались однажды во дворце столичные вельможи и богачи. Падишах вёл с ними весёлую беседу. Вдруг он задумался, и сказал:
— Друзья! Я хочу знать: что у каждого из вас на уме? Кто скажет про всех сразу?
Всем по очереди задавал он этот вопрос, но никто не дал ответа. А между собой придворные шептались:
— Добро бы речь шла об одном-двух, тогда ещё можно догадаться. А тут столько людей, поди знай, что у кого на уме! Поглядим, что Бирбал придумает. Сегодня-то уж и ему небо с овчинку покажется.
Не добился Акбар ответа от вельмож и богатеев и повернулся к Бирбалу. Тот сразу встал и заговорил:
— Владыка мира! Сказать, что у всех на уме или про каждого в отдельности?
— Говори сразу про всех.
— У всех на уме одно желание: чтобы падишах всегда оставался на престоле, чтобы слава его шла по всему свету и Лакшми, богиня счастья, не разлучалась с ним. Если вы мне не верите, то опросите всех и проверьте, правду ли я сказал.
Падишах очень обрадовался словам Бирбала, а со всех сторон раздались крики:
— Правда! Правда! Истинно так!
И то сказать, если и был там тайный враг Акбара, разве стал бы он спорить с Бирбалом? Все в один голос стали превозносить мудрость Бирбала.
В свите Фаня состояли родовитые люди. Одетые в белый шёлк, они разъезжали в колесницах или, не спеша, прохаживались, посматривая на всех свысока.
Заметив Кая с Шан-горы, старого и слабого, с загорелым дочерна лицом, в платье и шапке отнюдь не изысканных, все они отнеслись к нему презрительно и принялись издеваться над ним, как только могли: насмехались, обманывали его, били, толкали, перебрасывали от одного к другому. Но Кай с Шан-горы не сердился, прихлебатели устали, и выдумки их исчерпались.
Тогда вместе с Каем все они взошли на высокую башню, и один из них пошутил:
— Тот, кто решится броситься вниз, получит в награду сотню золотом.
Другие наперебой стали соглашаться, а Кай, приняв всё за правду, поспешил броситься первым. Точно парящая птица, опустился он на землю, не повредив ни костей, ни мускулов.
Свита Фаня приняла это за случайность и не очень-то удивилась. А затем кто-то, указывая на омут в излучине реки, снова сказал:
— Там — драгоценная жемчужина. Нырни — найдёшь её. Кай снова послушался и нырнул. Вынырнул же действительно с жемчужиной.
Тут все призадумались, а Фань велел впредь кормить Кая вместе с другими мясом и одевать его в шёлк.
Но вот в сокровищнице Фаня вспыхнул сильный пожар. Фань сказал:
— Сумеешь войти в огонь, спасти шёлк — весь отдам тебе в награду, сколько ни вытащишь!
Кай, не колеблясь, направился к сокровищнице, исчезал в пламени и снова появлялся, но огонь его не обжигал, и сажа к нему не приставала.
Все в доме Фаня решили, что он владеет секретом, и стали просить у него прощения:
— Мы не ведали, что ты владеешь чудом, и обманывали тебя. Мы не ведали, что ты — святой, и оскорбляли тебя. Считай нас дураками, считай нас глухими, считай нас слепыми! Но дозволь нам спросить, в чём заключается твой секрет?
— У меня нет секрета, — ответил Кай с Шан-горы. — Откуда это — сердце моё не ведает. И всё же об одном я попытаюсь вам рассказать.
Недавно двое из вас ночевали в моей хижине, и я слышал, как они восхваляли Фаня: он-де может умертвить живого и оживить мёртвого, богатого сделать бедняком, а бедного — богачом. И я отправился к нему, несмотря на дальний путь, ибо поистине у меня не осталось других желаний. Когда пришёл сюда, я верил каждому вашему слову. Не думая ни об опасности, ни о том, что станет с моим телом, боялся лишь быть недостаточно преданным, недостаточно исполнительным. Только об одном были мои помыслы, и ничто не могло меня остановить. Вот и всё.
Только сейчас, когда я узнал, что вы меня обманывали, во мне поднялись сомнения и тревоги, я стал прислушиваться и приглядываться к вашей похвальбе. Вспомнил о прошедшем: посчастливилось не сгореть, не утонуть — и от горя, от страха меня бросило в жар, охватила дрожь. Разве смогу ещё раз приблизиться к воде и пламени?
С той поры удальцы Фаня не осмеливались обижать нищих и коновалов на дорогах. Встретив их, кланялись, сойдя с колесницы.
Узнав об этом, Цзай Во сообщил Конфуцию. Конфуций же сказал:
— Разве ты не знаешь, что человек, полный веры, способен воздействовать на вещи, растрогать небо и землю, богов и души предков, пересечь Вселенную с востока на запад, с севера на юг, от зенита до надира. Не только пропасть, омут или пламя — ничто его не остановит. Кай с Шан-горы поверил в ложь, и ничто ему не помешало. Тем паче, когда обе стороны искренни. Запомни сие, юноша!
Но самого Мастера редко видели сидящим в медитации. Он постоянно был занят: работал по дому и в поле, встречал посетителей и писал книги. Даже вёл бухгалтерию в монастыре.
— Почему тогда ты проводишь всё своё время в работе? — спросили у него.
— Когда работаешь, нет нужды сидеть и медитировать.
Скупого человека, который очень враждовал со своим соседом, как-то спросили:
— Почему вы ссоритесь между собой?
Он ответил:
— Я съел жареную голову, а кости бросил у дверей. Пусть видят мои друзья, как мне хорошо живётся и радуются этому, и пусть печалятся мои враги! Что же сделал сосед? Он собрал эти кости и бросил их у входа в свой дом!
Источник: Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй.
Однажды монах Гуйшань Линъю посетил монаха Байчжана Хуайхая.
— Кто здесь? — спросил Байчжан.
— Я, Линъю, — ответил Гуйшань.
— Открой печь и посмотри, остался ли там ещё огонь, — приказал ему Байчжан.
— Нет, — ответил Гуйшань, хорошенько поворошив золу,
Байчжан встал с места, подошёл к печи, залез щипцами поглубже и, вытащив горящий уголёк, показал его Гуйшаню:
— Ну а это что же?
Гуйшань тут же испытал великое озарение и, поклонившись в благодарность, сообщил об этом Байчжану, Тот же заметил:
— Ты всего лишь постоянно идёшь по кривой тропинке. Для познания природы Будды нужно смотреть на точный момент и благоприятные причины. Когда приходит точный момент, то протрезвляешься от опьянения заблуждениями и просыпаешься от забытья. Когда достигнешь этого, то поймёшь: что есть в тебе, пришло отнюдь не от других людей. Патриархи учения говорили: «Просветление подобно отсутствию просветления, а вот отсутствие сердца и есть отсутствие сердца». Твоё сердце и буддийское учение изначально и есть одно и то же. Теперь же тебе следует хорошенько оберегать это.
Увидев однажды одного человека, окроплявшего себя по религиозному обряду с целью очищения от грехов, Диоген сказал:
— Несчастный! Неужели ты не знаешь, что как от грамматических ошибок ты не избавишься окроплением чернилами, так и от грехов, совершённых в жизни не избавиться окроплением!
— Не знаю, — ответил Диоген. — Мне известно лишь, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег — не одно и то же, — ответил Диоген. — По-настоящему богат лишь т от, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.
Отдавать то, чего не имеешь Притча от Вадима Карелина
В канун Пасхи, как обычно, трое монахов-цистерианцев должны были отправиться из Клерво на север, чтобы проповедовать Слово Христово во время великого праздника. Внезапно Антонио, самый молодой из них, решил отказаться.
— Я не могу пойти с вами, братья, ибо я не готов. Нет в моем сердце ещё той любви и доброты, чтобы делиться ими с другими. Ведь не могу же я отдавать другим то, чего сам пока не имею.
Слова Антонио повергли в сомнение и других братьев: внезапно осознали они, что тоже не готовы пока в полной мере к возложенной на них миссии. В самом деле, ведь если нет у тебя хлеба, как ты можешь им поделиться с голодным? Если нет у тебя денег, как можешь ты пожертвовать их нищему? Если нет ещё у тебя должной веры и мудрости, как можешь утешить ими заблудшего? И не нашли братья ничего лучшего, как обратиться со своими сомнениями к настоятелю их монастыря Бернарду, известному далеко за пределами Клерво своим подвижничеством, мудростью и способностью к духовному видению.
Бернард выслушал их со всей внимательностью и спросил:
— Что хотели вы донести до людей: слово Учения или дух его?
— Конечно, мы хотели проповедовать в духе, как заповедано нам.
— Тогда вы должны были знать, что законы мира духовного отличаются от законов материальной природы. В мире смертном, если отдаёшь, у тебя убавляется. В мире духовном, если отдаёшь, то лишь прирастаешь. Не обретёшь любовь, если не отдашь её людям. Не обретёшь доброты, если не проявишь её по отношению к другому. Не обретёшь славы, если не пожертвуешь собой. Так что идите и делитесь щедро, дети мои, ибо не стяжать вам иным образом богатства в Царстве Отца нашего.
— Ученики Цзыся вполне пригодны для того, чтобы сделать уборку, ответить на вопросы, подойти и отойти. Но всё это второстепенно, а главного они не знают. Как же так можно?
Цзыся, услышав это, сказал:
— Как ни прискорбно, но Янь Ю не прав. Что благородный муж, согласно своему пути, преподаёт сначала? Что оставляет в утомлении на потом? Он это различает так же, как виды разных трав, деревьев. Как может его путь вести к обману? Только люди высшей мудрости, наверное, могут сразу овладеть началом и концом.
Одному из отцов-пустынников очень хотелось вкусить всех соблазнов жизни, что устоять перед искушением он больше не мог. Он уже надевал сандалии перед отправлением в дальний путь, как вдруг неподалёку от себя увидел ещё одного монаха, также надевавшего сандалии.
— Кто ты? — спросил он незнакомца.
— Я твоё эго, — последовал ответ. — И именно по моему желанию ты решил уйти отсюда. Хочу, чтобы ты знал: куда бы ты ни направлялся, я всегда буду с тобой.
Tesla Model 3 принесла миллионы еще до начала продаж
Представленный в начале месяца электроседан Tesla Model 3 вызвал нешуточный интерес у потенциальных покупателей. Машина со стартовой ценой в США в 35 000 долларов обещает стать настоящим бестселлером не только среди экологически чистых автомобилей.
Всего за неделю количество предварительных заказов на новинку достигло 325 тысяч. Подтвердить серьезность намерений фирма просит предоплатой в тысячу долларов. Таким образом, уже на сегодняшний день автомобиль, продажи которого начнутся только через полтора года, принес «Тесле» 325 миллионов долларов! А если сложить примерные цены на все заказанные экземпляры, то потенциальная выручка составит 14 миллиардов.
С такими цифрами Model 3 может стать бестселлером не только в сегменте экологически чистых машин, но и изрядно потрепать нервы грандам вроде BMW 3-Series и Mercedes C-Class. А ведь Tesla обещает еще и недорогой электрический кроссовер Model Y…
— Как в стране, где так остры противоречия между индуизмом и исламом, вам удаётся с такой любовью и уважением относиться к представителю другого вероисповедания?
Ответ был удивительным:
— Собака узнает своего хозяина в любой одежде. Хозяин может быть в халате, в костюме и галстуке или вообще не одет, но собака всегда его узнает. Если мы не способны узнать Бога, нашего возлюбленного хозяина, когда он облачён в другие одежды — одежды из другой религии, — то мы хуже собаки.
Два охотника и медведица Притча от Сулхана-Саба Орбелиани
Два товарища отправились на охоту. Прошла мимо них медведица, по сосцам было видно, что она ещё кормит детёнышей. Охотники пошли искать берлогу и, увидев её, сказали:
— Там должны быть медвежата, заберём их с собою.
Один из охотников влез в берлогу, другой остался у входа. Видит — медведица возвращается. Перепугался охотник и забрался на дерево. Медведица сунулась в берлогу. Охотник сказал себе: «Если она заберётся туда, непременно задерёт моего товарища!» Медведица успела пролезть только до половины, охотник спустился с дерева, крепко ухватил её за хвост и упёрся обеими ногами в края берлоги. Медведица заревела, начала рыть лапами землю, да так, что в берлоге пыль поднялась столбом.
Охотник, что сидел в берлоге, крикнул товарищу:
— Перестань пылить, дышать нечем!
Тот ответил:
— А какая поднялась бы пыль, если бы я не держал медведицу за хвост! Вот бы тебе посмотреть!
Рядом с одной школой располагались два магазинчика, в которых продавали сладости. Магазины были примерно на одинаковом расстоянии от школы. Сладости, за которыми бегали дети, тоже были примерно одни и те же. И продавцы в обоих магазинах были одинаково приветливы со своими покупателями. Но в одном магазине сладости покупали меньше, чем в другом.
Продавец одного магазина, взвешивая сладости, клал на весы заведомо больше, чем нужно, а потом постепенно убирал с весов лишнее. Детям же больше нравилось то, как делал продавец другого магазина: он клал на весы меньше, чем нужно, а потом понемногу докладывал до тех пор, пока стрелка не покажет нужное количество.
Источник: сайт Притчи.ру
Ученик Лао Лай-цзы ходил за хворостом и встретил Конфуция. Вернувшись, он рассказал учителю о том, кого встретил в лесу:
— Там есть человек с длинным туловищем и короткими ногами; стоит, сутулясь, уши вывернуты назад. Вид у него такой, словно хочет обладать целым миром. Не знаю, какого он рода.
— Это Конфуций, — сказал Лао Лай-цзы. — Позови его ко мне.
Когда Конфуций пришёл, Лао Лай-цзы сказал ему:
— Откажись от своих церемоний и умного вида, и ты станешь благородным мужем.
Склонившись, Конфуций отступил на шаг и торжественно сказал:
— Продвинется ли в таком случае моё дело?
— Ты не можешь вынести страданий одного поколения, а самонадеянно навлекаешь беду на десять тысяч поколений, — ответил Лао Лай-цзы. — Ты бездумно держишься за старое и не способен постичь правду. Упиваться собственной добротой — это позор на всю жизнь! Так ведут себя заурядные людишки, которые щеголяют друг перед другом своей славой и связывают друг друга корыстными помыслами. Вместо того, чтобы восхвалять Яо и порицать Цзе, лучше забыть о них обоих и положить конец их славе. Ведь стоит нам повернуться — и мы тут же причиним кому-нибудь вред; стоит нам пошевелиться — и кому-то станет из-за нас плохо. Мудрый как бы робко берётся за дело — и каждый раз добивается успеха. А как быть с тобой? Неужели ты так и не изменишься до конца жизни?
Как-то один царь пировал с друзьями в своих покоях, когда мимо них прошёл законовед. Царь повелел его вернуть и подать ему вина. Законовед возмутился и напомнил пирующим о запрете на вино, наложенном Пророком с благословения Господа, но своей строптивостью лишь обозлил царя, и тот уже безоговорочно приказал виночерпию:
— Для начала дай ему чашу, наполнив её до краёв, чтобы он, захмелев, умерил свой гнев!
Законник понял, что царь не шутит и дальнейшее упорство может стоить ему головы. И чтобы не было раздоров, он храбро выпил чашу, а потом и другую и подключился к пирующим. Вскоре, однако, он так сильно набрался, что ему понадобилось справить малую нужду.
Он покинул царский зал, но по пути повстречал служанку, отличавшуюся редкой красотой. Возможно, она даже была одной из царских наложниц, но хмельному законоведу всё было нипочём. Охваченный страстью, он накинулся на красавицу, но так случилось, что у девушки возникло ответное желание, и любовники тут же, в дворцовых покоях, слились воедино.
Тем временем царь заметил столь долгое отсутствие законоведа и, подумав, что он заблудился в дворцовых комнатах и коридорах, приказал всем сотрапезникам идти его искать, и сам вместе с ними отправился на поиски. Искать им долго не пришлось: они почти сразу обнаружили и его, и служанку в самый интересный момент. Царь рассвирепел и хотел позвать палача, чтобы тут же расправиться с грешником и блудницей, но хмель у законоведа ещё не прошёл, и он храбро прокричал виночерпию почти то же, что сказал царь, усаживая его за стол:
— Для начала дай царю чашу, наполнив её до краёв, чтобы он, захмелев, умерил свой гнев!
Два цветка в душе Притча неизвестного происхождения
Взрослая дочь пришла к матери и спросила у неё совета:
— Мамочка, я так люблю своего мужа. Но недавно я встретила другого человека, и теперь все мои мысли лишь о нём. Я не хочу изменять мужу даже в мыслях, но у меня нет сил вырвать грешное чувство к другому из души. Что мне делать?
На эти слова мать ответила дочери:
— Доченька, наши чувства — это цветы, которые растут в нашей душе. В твоей душе сейчас два цветка. Один из них — неяркий, но такой нежный и благородный цветок любви к мужу, который ты сама посадила. Он будет цвести всю твою жизнь и принесёт радостные плоды, если ты будешь поливать его.
Другой цветок — яркий, но ядовитый цветок страсти, который вырос без спроса в твоей душе, и как сорняк крадёт все силы у первого цветка. При этом он недолговечен и бесплоден, как ни поливай.
Доченька, не в твоих силах вырвать второй цветок из души. Он есть. Но ты всегда имеешь выбор. Ты всегда можешь выбрать, какой цветок поливать, а какой нет. Если ты будешь поливать только первый, то второй скоро завянет и перестанет отравлять тебе душу. Источник
Однажды прекрасным утром Мулла шёл домой. Вдруг ему пришло в голову, что можно сократить себе путь, свернув с пыльной дороги и пройдя остаток пути лесом.
— Отличный день, день счастливых поисков! — воскликнул Мулла, сворачивая в чащу.
Не успел он оглянуться, как оказался на дне замаскированной волчьей ямы.
— Хорошо, что я пошёл коротким путём, — подумал Мулла, лёжа на земле. — Если уж посреди такой красоты могла случиться эта неприятность, то на пыльной и ужасно скучной дороге могло произойти всё, что угодно.
За пределами понимания Притча неизвестного происхождения
Как-то учитель спросил учеников:
— Существует ли Бог?
Ученики хором ответили:
— Да.
— Неверно, — сказал учитель.
— Нет, — снова хором произнесли ученики.
— Опять неверно, — сказал учитель.
— Какой же ответ верный? — недоумевали ученики.
— Ответа нет.
— Почему?
— Потому что нет вопроса, — заключил учитель. — Если нам нечего сказать о Боге, если он за пределами всякого понимания, то как мы можем о нём спрашивать? Источник: де Мелло Энтони. Одна минута мудрости
Однажды наставника Мучжоу Даомина посетил один ученик-монах, который изучал учение школы Дхармалакшаны — о Единстве всего сущего. На столе у монаха стояло блюдо со сладкими лепёшками.
— Значит, ты утверждаешь, что все три мира являются лишь отражением нашего сердца, и всё есть лишь наше сознание? — поинтересовался Даомин, разламывая лепёшку надвое.
Ученик промолчал.
— А верно ли будет назвать эту вещь сладкой лепёшкой? — вновь спросил Даомин. — Или будет вернее так её не называть?
Ученик задумался столь напряжённо, что у него на лбу выступила испарина. Наконец он промямлил:
— Как это ещё назвать, если не лепёшкой? Монах оглянулся и окликнул послушника-шраманеру, что находился поблизости:
— А как ты назовёшь лепёшку, разделённую на два куска?
— Даже у двух кусков остаётся единое целое, — тут же выпалил послушник.
— Ну и так как ты это назовёшь?
— Лепёшкой!
— О, ты тоже разбираешься в учении Дхармалакшаны! — громка рассмеялся Мучжоу Даомин.
Обвешанная драгоценностями пожилая дама с величественными манерами вышла и лондонской гостиницы, где она обедала и танцевала весь вечер на благотворительном балу в честь поддержки беспризорных детей.
Она уже собиралась усесться в свой «Ролс-ройс», как к ней подскочил уличный бродяжка и попросил:
— Мадам, подайте немного денег. Я не ел два дня.
Герцогиня отшатнулась от подростка:
— Да как ты смеешь, негодяй?! Ты что, не понимаешь, что я целый вечер танцевала ради тебя?