— Если относиться с почитанием к пяти достоинствам и устранять четыре недостатка, то можно принимать участие в правлении.
— Что значит пять достоинств? — спросил Цзы-Чжан.
Учитель ответил:
— Благородный муж, оказывая милость, не несёт расходов; не вызывает злобы у людей, когда заставляет их трудиться; его желания несовместимы с жадностью; он полон величавости, но чужд высокомерия; он грозен, но в нём нет свирепости.
— Что значит: «оказывая милость, не нести расходов?» — спросил Цзы-Чжан.
Учитель ответил:
— Благотворить народу, используя всё то, что приносит ему выгоду, — это ли не милость, не требующая расходов? Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникает злоба? Когда стремятся к человечности и добиваются её, откуда может взяться жадность? Благородный муж не смеет проявить пренебрежение, имеет ли он дело с многочисленным или немногим, великим или малым, — это ли не величавость без высокомерия? Благородный муж носит надлежащим образом шапку и платье, его взор полон достоинства, он так внушителен, что люди, глядя на него, испытывают трепет, — он ли не грозен без свирепости?
— Что значит четыре недостатка? — спросил Цзы-Чжан.
Учитель ответил:
— Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности, значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться, оделяя чем-либо людей, значит поступать казённо.
В сопровождении верного ученика Моше-Лейб из Сасова, рабби Шмельке приехал в Вену, где был на аудиенции у императрицы Марии-Терезии.
— Почему вы не смотрите мне прямо в глаза? о — поинтересовалась императрица.
— Я не могу оторвать глаза от земли, ваше величество. Я должен ей больше, чем вам, — попытался объяснить ей гость. — Земля даёт нам человека, и она же забирает его обратно.
Бедная женщина из небольшой семьи была очень религиозной. И однажды, когда денег не хватало даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи. В то время как сотрудники радио с пониманием отнеслись к верующей женщине, одного из слушателей ее слова задели.
Он был убежденным атеистом и решил доставить себе удовольствие, поиздевавшись над незнакомкой. Мужчина узнал ее адрес, позвал секретаршу и поручил ей купить много продуктов. Девушка вернулась к нему с лучшим мясом, сырами и сладостями. Каково же было ее удивление, когда начальник дал следующее распоряжение: доставить продукты по адресу и, если женщина спросит, кто прислал еду, сказать, что это от Дьявола.
Когда секретарша вручила незнакомке продукты, та была настолько благодарна, что из ее глаз полились слезы. Она не переставала благодарить и благословлять девушку. Но когда женщина уже начала прощаться, секретарша спросила:
— А Вы не хотите узнать, кто прислал Вам эти продукты?
На что женщина ответила:
— Нет. Это совершенно не важно, потому что, когда Бог отдает приказ, даже Дьявол подчиняется.
Один старый лев каждый день после обеда укладывался подремать, но постоянно его донимала мышь — то залезет в ухо, то теребит гриву. Лев был большой и сильный, но с мышью справиться не мог, уж больно она мала. Тогда он нанял охранником кота, обещая делиться с ним добычей. Сперва всё шло как нельзя лучше. Мышь, видя кота, не выходила из норки, лев спал спокойно, а кот, которого он щедро угощал остатками своего обеда, теперь всегда был сыт.
Лев не уставал расхваливать кота и благодарить его за помощь. Но однажды мышь, проголодавшись, выбежала и кот, недолго думая, поймал её и съел. Когда лев проснулся, кот, вне себя от гордости, рассказал ему о своей удаче. Лев на это ничего не сказал, но отношение его к коту круто изменилось. Он больше не разговаривал с ним и не давал ему ни крошки еды. Кот ничего не понимал.
— Я же выполнил свой долг, почему ты так со мной обращаешься? — осмелился спросить он, поголодав несколько дней.
— Ничтожная тварь! Ты — раб, который больше не нужен. Уйди и не мешай мне спать, — ответил лев.
Один духовный искатель отправился на поиски мастера, способного указать путь к истине, и набрёл на ашрам, в котором жил один гуру. Этот гуру имел репутацию просветлённого мастера, но был при этом мошенником. Но искатель об этом ничего не знал.
— Перед тем как взять тебя в ученики, я должен проверить тебя на готовность беспрекословно мне подчиняться, — сказал гуру. — Рядом с ашрамом течёт река; в ней полно крокодилов. Я хочу, чтобы ты перешёл её вброд.
Вера в учителя была столь велика, что ученик не раздумывая вошёл в воду, выкрикивая:
— Хвала могуществу моего гуру!
К огромному удивлению гуру, ученик выбрался на противоположный берег целым и невредимым.
Это подсказало гуру, что он явно недооценил свои сверхъестественные возможности. Он решил продемонстрировать своим ученикам свою силу и таким образом ещё больше укрепить их веру в его святость. С криками: «Слава мне! Слава мне!» — он вошёл в воду. Крокодилы не заставили себя долго ждать, они схватили и сожрали его.
Жил некий царь. Когда пришёл его смертный час, он призвал сына и сказал ему:
— Я не оставлю тебе других заветов, исполни лишь один: не держи в своём царстве людей, у которых не растут ни борода, ни усы.
Царь умер; его сын утвердился на престоле. Он до того ненавидел безбородых, что при нём никто не смел даже помянуть имени такого человека.
Однажды какой-то безбородый поднёс ему цветы. Царь разгневался, послал наличников, и те избили его так, что он свалился без чувств. Царь сжалился над ним и сказал:
— Не убивайте его — жалко; положите где-нибудь и, если не умрёт, прогоните прочь.
Управляющий царской кухней взял его к себе, но, оказывается, безбородый проделал всё это из хитрости и тотчас же выздоровел. И стал он готовить такие яства, что царь ничего другого и есть не хотел. Управляющий кухней полюбил безбородого и покровительствовал ему. Безбородый стал играть со своими товарищами в шахматы, и не нашлось никого, кто бы мог его одолеть.
Прослышал об этом визирь — он очень любил шахматы и хорошо к тому же играл. Визирь призвал безбородого к себе, засадил за игру, но безбородый обыграл и его. Все так хвалили безбородого, что молва о нём дошла до царя. Царь повелел привести его и предложил визирю сыграть с ним. Безбородый снова выиграл у визиря, и царь очень его полюбил.
Прошло некоторое время, царь сместил того визиря и поставил визирем безбородого. И стал он царю таким слугою, что царь без него не решал ни одного дела.
Напал на царя враг. Царь не мог больше сопротивляться. Навьючили на двух коней столько жемчуга и драгоценных камней, сколько они могли поднять, царь сел на одного, посадил на другого безбородого слугу, и они покинули родину.
Прибыли в другое царство. Безбородый визирь посоветовал царю:
— Ты ещё молод, а я старик. Если ты будешь выдавать себя здесь за господина, а меня за слугу, как бы это не показалось непристойным, — чего доброго, нам не станут оказывать почестей. Послушайся меня: говори, что ты мой слуга, а я выдам себя за твоего господина.
Царь ответил:
— Да будет так! С каждым, кто не исполняет отцовского завета, может случиться и похуже!
Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой благочестивые и праведные люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: - Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Услышав сие, старец спустился в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога.
Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить на место, но не заметил, и кошелек упал в траву.
Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями.
Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился он у источника, набрал водички, вынул хлебушка из платка и стал есть.
Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник и с изменившимся от гнева лицом набросился на него. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскав всю одежду бедняка, ничего не нашел и ушел огорченный.
Старец тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о несправедливом убийстве, молился Господу и говорил:
- Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя неправду? Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной убит неправедно.
В то время, как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему:
- Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домомстроительству. Итак, слушай.
Тот, кто потерял дукаты - сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне.
Другой бедня, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: "Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!" Конечно, Господь простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом - как тот Его просил - и взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие!
Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и становится монахом.
Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божьей, по причине, которую люди не знают.
Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила свою преследовательницу:
— До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?
— Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать.
— Ты питаешься бабочками?
— Нет...
— Я сделала тебе что-то плохое?
— Нет.
— Тогда почему ты хочешь убить меня?
— Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!!
Очень часто мы обижаемся, ненавидим друг на друга, желаем ближнему зла и даже не задумываемся об этом. А ведь причина зачастую в нас самих, только надо поглубже заглянуть в свое сердце, и тогда мы сможем разглядеть этого змея – «змея зависти», который является одной из главных причин человеческой ненависти.
Однажды добрый человек беседовал с Богом и спросил его:
- Господи, я бы хотел узнать, ЧТО ТАКОЕ РАЙ И ЧТО ТАКОЕ АД ...
Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел внутрь. Там был громадный круглый стол, посередине которого стояла огромная чаша, доверху наполненная вкусно пахнущей едой. Добрый человек почувствовал, что у него потекли слюнки. Но люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными. У всех были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу с едой и набрать пищу, но ручки у ложек были такими длинными, что им не удавалось поднести их ко ртам. Добрый человек был потрясен видом их несчастья.
Господь сказал:
- Только что ты видел Ад.
Затем он повел доброго человека ко второй двери и отворил ее. Картина, которая открылась, была идентичной - такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаша, которая заставляла рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и шумными.
Добрый человек сказал Господу:
- Я не понимаю...
- Это легко, - ответил ему Господь, - просто эти люди научились кормить друг друга. Ад и Рай устроены одинаково. Разница - внутри нас.
На реке Тигр вблизи Багдада жил некий юноша. Кормился он тем, что брал в стирку бельё, и поэтому он каждый день спускался к Тигру с корзиной грязного тряпья. Часто, когда он шёл берегом, ему на пути встречалась большая цапля. Птица своим длинным клювом выуживала из реки червяков, лягушек и мелкую рыбёшку, и ничто иное на свете её не интересовало.
Однажды над тем местом, где расхаживала большая цапля, появился орёл. Он гордо парил в небе, высматривая добычу. На сей раз добычей ему послужил голубь, и он, убив его и съев немного мяса, оставил часть его другим, потому что был по своей натуре щедрым и никогда не доедал всю добытую им пищу.
Цапля, с интересом и восхищением наблюдавшая за охотой орла на голубя, сказала сама себе: «Я-то бесспорно крупней орла. Почему же я не могу охотиться на птиц и съедать их? Сколько я буду ловить червяков и лягушек?»
В своих мечтах цапля видела себя такой же удачливой, смелой и щедрой, как орёл, и, не колеблясь, взлетела в небо и стала парить над землёй, высматривая добычу. И в это время высоко над ней из-за тучи показался могучий гриф. Свирепый и грозный хищник капнем упал на цаплю и сбил её на землю, где она завязла лапами и крыльями в грязи и глине неподалёку от того места, где юноша стирал бельё.
Увидев гибнущую цаплю, юноша обрадовался:
— Просто чудо поймать такую птицу без лука и стрел и без силков! — воскликнул он. — Ужин у меня сегодня будет вкусным!
В этот день он вернулся с реки не только с корзиной чистого белья, но и с цаплей в руках, а когда его спросили, откуда у него эта птица, он объяснил:
— Цапля эта, расхваставшись, вообразила себя орлом и, взлетев на небо, пыталась охотиться, но вместо этого сама угодила в мои руки, и охотником, хоть и без силков, стал я!
Жил в одной деревне крестьянин Михайло. И был Михайло человеком критичным, справедливым и принципиальным. Если кто запятнал свою репутацию, то он всегда поднимал это на вид и открыто протестовал. Любил Михайло правду, видел всех насквозь и считал своим долгом вскрывать тайные тёмные мысли односельчан.
Однажды глава деревни предложил замостить камнем улицы. Встал Михайло на собрании и выразил недоверие как главе, так и его предложению:
— Не верю я в эту затею! Видел я как-то, что наш глава на телеге вывозил какие-то мешки из деревни. Явно украл. Вот и сейчас хочет какое-то тёмное дело провернуть за счёт селян.
Сказал так и уехал на свою заимку в лес.
Приезжает через месяц, смотрит, а все улицы камнем замощены. Люди поддержали затею, собрались и сделали всё. И перед домом Михайловым тоже замостили. Стыдно стало ему, что не участвовал в работе вместе со всеми, но ничего не сказал, въехал во двор и заперся.
Через какое-то время прискакал гонец из соседней деревни — смута там началась, поссорились между собой две большие семьи, дерутся — никто их остановить не может. Собрались мужики ехать разнимать, а Михайло на собрании сказал:
— Негоже лезть в чужие дела. Пусть, сами разбираются. Что мы там забыли? Да и посмотрите, кто туда рвётся — те, кому самим кулаки почесать хочется.
Не послушали его мужики, поехали, остановили драку. Приехали гости оттуда с благодарностью да подарками. Столько привезли, что каждой семье перепало. Протянули и Михайле, а ему взять — рука не поднимается.
Пошёл он домой да задумался. И вроде правду всегда говорил, да вот только никому от его правды легче не становилось. А люди смотрели по ситуации да делали потихоньку своё дело, и всё хорошо заканчивалось. Но к делам этим он оказывался непричастен.
Однажды на кухне собрались несколько человек и стали обсуждать, как обычно бывает, политику своего государства, как внутреннюю, так и внешнюю. И зашёл у них разговор на одну из больных тем — коммунальное хозяйство. Один начал, а все поддержали его:
— Да нет у нас порядка! Правды не добьёшься! Государство всё гнилое!..
Но среди собравшихся сидел молча один и не поддерживал общий кураж. Когда к нему обратились, он ответил:
— А вы сами что-нибудь делаете для того, чтобы был порядок?
Его сначала не поняли:
— Ну уж бычки мимо урны не бросаем.
— А чтобы правды добиться, на что готовы пойти?
На него замахали руками:
— Да бесполезно это! И пробовать даже не стоит.
— Вот! — поднял палец вверх человек. — Это называется «предубеждение». Всё так, как вы говорите не потому, что кто-то сверху так устраивает, а потому что вы сами так решили и так живёте.
И он рассказал историю, которую слышал из первых уст от одного человека, бывшего председателем жилищного кооператива:
Когда-то в одном районе города на электрической подстанции случилась авария. И из-за неё несколько секунд в близлежащие дома было подано напряжение, превышающее норму в полтора раза. Почти в каждой квартире сгорели работающие в это время бытовые приборы. Люди были возмущены: устраивали собрания, ходили в кабинеты к начальникам электросетей и стучали кулаками по столам. Какого-то инженера, виноватого в этом, даже, говорят, избили. Но никто не решился подать в суд на электросети, чтобы те возместили ущерб.
И вот в том кооперативе, где председателем был рассказчик, провели собрание. Оно проходило на тех же повышенных тонах. Каждый брал слово и говорил о недопустимости таких случаев, о том, что этому надо положить конец, о том, что мэрия ставит на эти должности не того, кого надо. И каждый заканчивал свою речь тем, что никуда мы от этого не денемся, потому что у нас страна такая.
Председатель предложил подать коллективное заявление в суд, но на него только махнули рукой: мол, бесполезно это. И тогда он решил сам от себя обратиться в суд, что и сделал: написал заявление, собрал соответствующие документы, доказывающие факт нарушения режима подачи электроэнергии, и выиграл дело. Суд признал электросети виновными в случившемся факте и обязал выплатить компенсации всем, кто пострадал от этого.
Председатель вновь собрал жильцов своего кооператива и сообщил им о победе. Раздал каждому копии решения суда и сказал, что для того, чтобы получить свои деньги, на которые можно будет купить новую технику, нужно всего лишь написать заявление и указать, что именно сломалось.
Человек, рассказывающий эту историю замолчал и оглядел всех своих собеседников.
— Так вот, — продолжил он, — как потом выяснилось, городские электросети не заплатили никому ни рубля! — он снова сделал паузу. — Потому что ни одно заявление по этому судебному делу подано не было.
Все молчали, а он продолжил:
— И вот прежде чем здесь на кухне ругать свою страну, спросили бы себя, всё ли сами сделали для того, чтобы был вокруг порядок.
Один слепец женился на уродливой женщине, которая к тому же была грубой и бессердечной от природы. Всё лицо её было в чёрных угрях и в глубоких морщинах. А ещё она была кривой и горбатой. Трудно было решить, что лучше: её зловещее молчание или весь тот вздор, который она несла, стоило ей открыть рот.
И вот однажды она решила воспользоваться слепотой мужа и заявила ему:
— Жаль, что ты не видишь моего лица! А ведь оно белее слоновой кости и прекраснее луны, мои глаза сияют, как нарциссы, а тюльпан может позавидовать моим устам. А как красив мой стан! Если бы ты его увидел, то убедился бы, что он стройнее кипариса!
Но слепца было не так легко провести, и, выслушав этот бред, он пришёл в ярость и сказал жене в ответ такие слова:
— Если бы ты на самом деле была так прекрасна, то люди давно разглядели бы твою красоту, и множество зрячих мужчин толпились бы вокруг тебя, и твоё самовосхваление тебе не понадобилось бы, потому что человеку, обладающему зрением, не нужно объяснять, как прелестен светильник. Хвастовство же понадобилось тебе, чтобы обмануть меня, воспользовавшись моей слепотой.
Заметки на полях Притча неизвестного происхождения
Однажды между учениками разгорелась дискуссия о пользе чтения. Одни считали чтение потерей времени, а другие с этим не соглашались. Решили спросить у Мастера.
— Приходилось ли вам когда-нибудь встречать на полях книги наспех сделанные заметки, которые оказывались не менее содержательными, чем сама книга? — спросил Учитель.
Нищий пришёл к богатому скряге. Богач спросил его:
— Сколько у тебя дома человек?
— Три сына и жена, — ответил нищий.
Услышав это, богач покачал головой и задумался. Нищий принял это за хорошее предзнаменование: его пожалели, и он получит подаяние. Но спустя минуту богач поднял голову и сказал:
— Я прикидывал, сколько могут соткать за день четыре человека. Нет, не беден тот, кто располагает таким количеством рабочих рук.
Источник: Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй.
Один учёный монах как-то спросил чаньского наставника Чаочжоу:
— Вот утверждение: «Форма — пустотна, пустота обладает формой». Как же понять всё это?
— Послушай-ка мою гатху, — ответил Чаочжоу:
То, во что упираешься, — отнюдь не стена,
То, что проходишь насквозь, — отнюдь не пустота.
Если бы это ты понял сразу,
Не было б различия между формой и пустотой с самого начала!
Но монах всё же никак не мог понять этого и вновь спросил:
— Учитель, я же попросил вас разъяснить мне утверждение, что «Форма — пустотна, пустота обладает формами»!
— А… ну тогда: «Форма — пустотна, пустота обладает формами»!
На борту самолёта было только три пассажира: умник, бойскаут и священник. У самолёта отказал двигатель, и пилот крикнул, что нужно прыгать. Он взял себе один из трёх имеющихся в наличии парашютов. Остальные должны были решить между собой, кому достанутся два оставшихся.
Умник сказал:
— Я необходим стране, так что спастись должен я.
Он схватил парашют и выпрыгнул из самолёта.
Священник посмотрел на бойскаута и сказал:
— Сын мой, я уже достаточно пожил на свете и думаю, что будет справедливо, если спасёшься ты. Я уже готов встретиться с Господом.
— В этом нет необходимости, отец, — ответил бойскаут. — У нас два парашюта. Умник выпрыгнул с моим рюкзаком.
— Когда мне было пятнадцать лет, нас с моим девятилетним братом везли в Освенцим. Я заметила, что он потерял один ботинок и отругала его за это. Я сказала: «Какой же ты неряха!».
Это были последние слова, которые я сказала ему, потому что, когда мы приехали, нас разделили, и я больше никогда его не видела.
После того, как нас освободили, я дала себе клятву — никогда не говорить того, что могло бы стать моими последними словами.
Решила как-то блоха переселиться всей семьёй в ухо к слону. Она крикнула ему:
— Господин слон, мы с семьёй планируем переселиться к вам в ухо. Считаю, что недели вам будет достаточно, чтобы обдумать наше решение и сообщить нам о своих возражениях, если таковые будут.
Слон даже не догадывался о существовании блохи; он продолжал вести свой размеренный образ жизни. Добросовестно прождав неделю и не получив от слона вразумительного ответа, блоха сочла, что он согласен, и переселилась к нему.
Месяц спустя блоха решила, что ухо слона всё-таки не является подходящим местом для проживания. Но перебираться в другое место нужно, не задевая чувства слона. В конце концов блоха тактично заявила:
— Господин слон, мы решили съехать. К вам это ни в коем случае не относится — ваше ухо большое и тёплое. Просто мужу хочется жить поближе к друзьям у буйволова копыта. Если у вас есть какие-либо возражения, то просим вас обдумать наше решение и дать ответ в течение следующей недели.
Слон ничего не ответил, поэтому блоха съехала с чистой совестью.
Однажды очень влиятельный человек с красивым телосложением но сомнительной репутацией, влюбился в прекрасную девушку. Девушка эта была не только очень хороша собой, но и целомудренна, поэтому ей не нравились ухаживания этого человека. Мужчина же, побуждаемый похотью, был настойчив, поэтому девушка попросила его подождать две недели. Он согласился и с нетерпением стал ждать назначенного срока.
А девушка решила показать ухажёру обманчивую сущность того, что его привлекло. Она стала принимать большие дозы слабительного и рвотного, так что в течение этих дней страдала от непрерывного поноса и рвоты. Все эти жидкие испражнения собирала в специальные горшки. Из-за принятия слабительных «красивая» девушка стала худой как скелет, кожа её почернела, а прекрасные глаза ввалились.
И вот в назначенный час пришёл мужчина. Разодетый и красивый он увидел ожидавшую там безобразную девушку и осведомился у неё о той красавице, на встречу с которой пришёл. Он не смог узнать в ней ту самую красавицу, о которой спрашивал. Более того, он не узнал её даже после того, как она сказала ему, кто она — в таком жалком состоянии она находилась.
Наконец девушка сказала этому влиятельному человеку, что разделила составные части своей красоты и собрала их в горшки. Она сказала, что он может насладиться этой красотой сам. Он попросил показать ему её красоту, и она подвела его к сосудам с жидкими испражнениями и рвотой, от которых исходил невыносимый запах.
— Если тебе нужна была моя красота, — сказала девушка, — то забирай с собой эти горшки. Если тебе нужна я, то бери меня такой, какая я стала.
Некий брат, когда приходил к кому-либо из братий и видел келью его невыметенной и неприбранной, то говорил в себе: «Блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе, что не находит времени и келью свою привести в порядок».
Также если приходил к другому и видел келью его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: «Как чиста душа сего брата, так и келья его чиста, и состояние кельи согласно с состоянием души его».
И никогда он не говорил ни о ком: «Сей брат нерадив», или «сей тщеславен», но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого.
Когда Шанкара со своими учениками жил в Варанаси на Ганге, он часто заходил к пандитам и вовлекал их в беседы на философские темы.
Однажды, зайдя к одному брахману, он застал его погруженным в сложные правила грамматики. Шанкара спросил, почему тот с таким рвением зубрит грамматику. Учёный муж ответил, что это поможет ему заработать несколько серебряных монет.
— Если я буду известен как пандит, я буду вхож в дома богатых землевладельцев и смогу получить подаяние для поддержания своей большой семьи, — сказал он.
Шанкара дал ему разумный и дельный совет и зарядил уверенностью в себе и мужеством.
Вернувшись в свой ашрам, Шанкара написал стих, в котором сформулировал совет, данный бедному брахману-домохозяину.
Славь Бога, славь Бога,
Славь Бога, глупец!
Когда в твою дверь постучится смерть,
Тебя не спасут правила грамматики!
Шанкара предложил своим ученикам развить идею этого стиха, и они откликнулись стихами на его строки, причём каждый из 14 учеников написал по одному стиху. К этому Шанкара добавил ещё 12 своих стихов, а также 4 стиха о том, к какому преображению приводит истинное знание. Итак, получился 31 стих, составивший текст под названием «Блгаджа Говиндам» или «Моха мудгарам». Второе название означает «Оружие, разрушающее иллюзию». Каждый стих — ступенька лестницы, ведущей человека к Богу.
Источник: Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Притчи и истории: В 2 кн. Кн. 1.
Жила-была в Китае одна женщина, которая 20 лет помогала одному монаху. Она построила ему небольшую хижину и кормила его, тогда как он занимался медитацией. И вот ей захотелось узнать, насколько он продвинулся за это время. Чтобы определить это, она попросила о помощи одну очень красивую и чувственную девушку.
— Встреться с ним и, когда вы будете одни, обними его, — научала её женщина, — а потом спроси его, что он намерен делать с тобой?
Девушка пригласила монаха к себе, и после чаепития и беседы приблизилась к нему. Нежно прильнув к его груди, она спросила, как он намерен поступить с ней? Монах ответил ей поэтически:
— Старое дерево зимой растёт на холодной скале. Там нет ни капли тепла.
Девушка вернулась и передала женщине слова монаха.
— И подумать только, что я кормила этого человека 20 лет! — воскликнула старуха. — Он без внимания отнёсся к твоим желаниям, он не высказал понимания твоего состояния. Никто не заставлял его отвечать на твою страсть, но он должен был, по крайней мере, проявить сострадание!
На пути между двумя высокогорными селениями было глубокое ущелье. Жители этих селений построили над ним подвесной мост он состоял из четырёх тросов. Между двумя нижними находились деревянные дощечки, по которым ходили люди и даже перегоняли скот. А два других троса служили перилами, за которые можно держаться, переходя ущелье.
Местные жители настолько привыкли ходить по этому мосту, что могли даже не держаться за эти перила. Дети бесстрашно перебегали ущелье по дощечкам, закреплённым между двумя нижними тросами.
Но вот однажды два верхних троса куда-то исчезли. Рано утром люди подошли к этому мосту, но никто из них не смог сделать ни шагу по нему. Пока тросы были можно было за них не держаться, но без них мост казался неприступным.
Так происходит и с нашими родителями. Пока они живы, нам кажется, что мы вполне можем обойтись без них, но как только мы их теряем, жизнь сразу начинает казаться очень трудной.
В одну воскресную школу приехали проверяющие. Детей в школе было немного, и когда проверяющие вошли в помещение, каждый ребёнок поздоровался с пришедшими.
Члены комиссии в течение дня ходили по помещениям школы, а встречавшиеся им дети снова и снова здоровались с ними. Проверяющих это удивило, и в какой-то момент они спросили одного ученика:
— Ты уже сегодня здоровался с нами. Почему ты здороваешься снова?
И мальчик ответил:
— У каждого человека в жизни постоянно что-то происходит, и люди постоянно меняются. Так что можно сказать, что за это время и я и вы уже поменялись. Поэтому мы уже совсем другие люди и можно поздороваться ещё раз. Источник
Когда Старчик умирал, весь хутор, от мала до велика, собрался в его хате, чтобы услышать последнюю сказку мудреца. Казалось, время замерло, а Старчик всё молчал. Тогда кто-то, обратившись к нему, сказал:
— Учитель, люди пришли. Они желают услышать вашу последнюю сказку. Расскажите, Учитель. И пусть она будет самой доброй, самой мудрой, самой весёлой из всех ваших сказок.
— Хорошо, — тихо сказал Старчик. — А есть ли среди вас гончар Василий Глина?
— Есть, — отозвался тот.
— Василий!
— Что?
— Всю жизнь ты лепишь горшки. Да какие же ловкие, само совершенство. Песня — не горшки. Принеси мне один, я хочу взять его с собой.
— И рад бы принести, да не могу.
— Почему?
— Мой маленький внук Остап остался вчера дома один и, чтобы как-то позабавиться, начал играть в казаков… И увидел он в моих горшках басурман, поэтому всю посуду, какая только была в доме, побил деревянным киём.
— Ты как-то наказал его?
— Боже упаси! За что? Не ведает малое дитя, что можно делать, а что нет.
— А если бы кто-то из взрослых побил? Намеренно?..
— И тогда, уверен, гневаться не стал бы. Пока руки есть, а в руках сила, стоит ли горевать! — глины много, ещё налеплю.
— Да, Василий, да. Слышите, друзья мои, — обратился Старчик к хуторянам. — Не только мне баить сказки. Рассказ Василия Глины — это самая добрая, самая мудрая, самая весёлая сказка из тех сказок, которые я слышал за свою долгую жизнь. Чтобы жить как в сказке, чтобы ощущать сказку в себе, нужно так мало: каждый жизненный миг превратить в праздник.
После этих слов Старчик сомкнул веки и будто заснул.
— Вы — кузнец?
Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.
— А стучаться не пробовали? — грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.
— Стучаться? Хм… Не пробовала, — ответил голос.
Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.
— Вы не могли бы выправить мне косу? — женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.
— Всё, да? Конец? — отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.
— Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, — ответила Смерть.
— Логично, — согласился Василий, — не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?
— Выправить косу, — терпеливо повторила Смерть.
— А потом?
— А потом наточить, если это возможно.
Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.
— Это понятно, — кивнул он, — а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать…
— А-а-а… Вы об этом, — плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, — нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?
— Так я не умер? — незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.
— Вам виднее. Как вы себя чувствуете?
— Да вроде нормально.
— Нет тошноты, головокружения, болей?
— Н-н-нет, — прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.
— В таком случае, вам не о чем беспокоиться, — ответила Смерть и протянула ему косу.
Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.
Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.
— Вы это… Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! — вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.
Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.
Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.
— Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.
Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.
— Что вы сказали? — тихо произнесла она.
— Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое…
— Оружие? Вы сказали оружие?
— Может я не так выразился, просто…
Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.
— Как ты думаешь, сколько человек я убила? — прошипела она сквозь зубы.
— Я… Я не знаю, — опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.
— Отвечай! — Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, — сколько?
— Н-не знаю…
— Сколько? — выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.
— Да откуда я знаю сколько их было? — пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.
Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.
— Значит ты не знаешь, сколько их было? — тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила, — а что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?
— Но… А как же?…
— Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, — она ненадолго замолчала, — ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало!
Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.
Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.
— Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? — она сделала шаг в сторону Василия.
— Нет, — сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.
— Конечно не знаешь, — ухмыльнулась она, — это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса…
Глаза Смерти заблестели.
— Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто… — она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, — я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак!
Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.
— Можно один вопрос? — послышалось сзади.
— Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? — остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.
— Да.
— Дорога в рай… Она уже давно заросла травой.
Жил некий садовник, человек богобоязненный и праведный. Кто бы к нему ни пришёл — всех он угощал плодами. Потом он выжимал сок из одного граната и, как бы чаша ни была велика, наполнял её до краёв соком этого граната и давал пить.
Однажды его посетил царь, только был он не в царской одежде. Садовник не узнал его, подал плоды и выжал для него гранат. Удивился царь тому, что из одного граната получается столько соку и сказал:
— Если от одного граната столько соку, почему мои слуги подают мне так мало? Потребую-ка я их к ответу.
На следующий день царь снова посетил садовника и попросил выжать, ему гранат. Соку получилось мало. Царь спросил:
— Вчера в гранате было много соку, что же случилось сегодня?
Садовник отвечал:
— Братец, до сих пор и наш царь был человеком щедрым, с открытой душой, теперь же в его сердце вкралась, оказывается, забота, оттого и соку стало меньше.
Однажды ребёнок услышал, как его отец — видный политический деятель — резко критиковал одного переметнувшегося в оппозиции члена партии.
— Но папа, — удивился ребёнок, — ещё вчера ты очень хвалил человека, который ушёл из оппозиции и вступил в твою партию.
— Сынок, тебе нужно как можно скорее понять одну простую истину, — ответил отец. — Тот, кто переходит в другую партию, — предал своих. Тот, кто вступает в наши ряды, — поменял свои убеждения.
Один демон решил поставить святого отшельника в безвыходное положение. Для этого демон похитил самые священные предметы и поднёс их отшельнику со словами: «Примешь ли от меня?» Демон надеялся, что отшельник не примет дары и тем предаст священные предметы; если же примет, тем вступит в сотрудничество с демоном.
Когда этот ужасный гость сказал своё предложение, отшельник не сделал ни то, ни другое. Он восстал возмущённый и всею силою духа приказал демону бросить предметы на землю, сказав:
— Тёмный дух, не удержишь предметов этих, уйдёшь уничтоженный, ибо веление моё явлено Свыше!
Чаньский наставник Линьцзи пришёл как-то к наставнику Хуаяню, который в это время тихонько дремал. Линьцзи растолкал его и спросил, почему он преспокойно отдыхает, пока другие монахи в зале для медитаций занимаются духовной практикой. Хуаянь, даже не дрогнув мускулом на лице, невозмутимо ответил:
— Вид и поведение истинного духовного последователя ничем не отличаются от того, как выглядит и ведёт себя обычный человек.
Линьцзи тут же нашёл, чем зацепить Хуаяня, и крикнул:
— Ну-ка, где здесь слуга-послушник? Подайте-ка этому «истинному духовному последователю» Хуаяню чашку чая!
Хуаяня ничуть не задело такое непочтительное обращение к его же собственному послушнику, наоборот, он с какой-то радостью приказал ему:
— Пожалуйста, найдите этому учёному монаху, который к нам пришёл издалека, место поспокойнее в зале для медитаций, он ведь готов проповедовать всем монахам Поднебесной!
Линьцзи, ушёл, не поблагодарив в ответ, и по пути бормотал раздражённо:
— Твой уровень совершенства только и позволяет, что дрыхнуть целыми днями, ведь во всей Поднебесной не найдётся другого такого человека, который так бы принимал чаньских гостей!
Как-то раз явился падишах в дарбар раньше всех, уселся на трон и стал читать всякие важные бумаги. Читал-читал, и вдруг пришла ему одна мысль, и он решил задать вопрос придворным. Вскоре начали все они собираться. Падишах спросил одного видного вельможу:
— Дилавар-хан! Скажи мне: какой раджа — главный? Чей сын — главный? Какой из цветов — главный? Какой зуб — главный? Какая добродетель — главная?
— Защитник бедных! Если я отвечу сразу, но невпопад, неладно получится. Потому хочу я у всех совета спросить.
Пока падишах беседовал с Дилавар-ханом, подошли остальные придворные. Дилавар-хан со всеми посоветовался и дал падишаху такой ответ:
— Владыка мира! Раджа Чакравартин (один из 12 идеальных правителей) — главный; среди сыновей главный — сын царя; из цветов главный — жасмин; зуб слона — главный; знание — главная добродетель.
Но падишах был недоволен ответами. Потом в дарбар вошёл Бирбал, и падишах с порога задал ему те же пять вопросов. И Бирбал сразу стал отвечать:
— Покровитель бедных! Главный раджа — Индра, по его милости дожди землю поливают, она родит хлеб, и люди сыты бывают. Телёнок — всех сыновей главнее, много всякой пользы приносит он людям. Цветок хлопчатника — лучший из цветов, из него одежду делают и весь свет в неё одевается. Главный зуб — остриё сохи, он чрево земли рыхлит, а она взращивает зерно и овощи, людей кормит. Главная добродетель — мужество. Если нет у человека мужества, все его достоинства не принесут ему пользу.
Большую радость принесли падишаху ответы Бирбала. А Дилавар-хану стало стыдно.
Семьдесят мёртвых дервишей Суфийская притча от Аттара
Однажды Ибрахим бен Адхам шёл по пустыне и неожиданно натолкнулся на группу из семидесяти дервишей, накрытых покрывалами. Шестьдесят девять из них оказались мертвы. В последнем дервише ещё теплилось дыхание. Ибрахим спросил его, что случилось. Дервиш произнёс:
— Путь духовности в действительности очень труден. По нему надо идти с осторожностью. Необходимо иметь кувшин воды и крышу над головой. От реальности нельзя ни отдаляться слишком далеко, ни приближаться к ней чересчур близко. Надо быть внимательным, чтобы не оказаться неучтивым или дерзким, следуя его воле.
Знай же, что мы были суфиями. Мы принесли обет Богу хранить полное молчание, не бояться никого, кроме Всевышнего, подчинять каждый свой шаг духовной цели и не думать ни о чём, кроме Бога. Однако, когда мы пришли в святой город Мекку, нас встретил Хидр. Мы были очень счастливы. Мы приветствовали его и сказали, что испытываем глубокую благодарность, потому что наши усилия были вознаграждены и мы встретились с ним. Не успели эти слова сорваться с наших уст, как мы услышали укоряющий Глас Божий: «Вы нарушили данный мне обет, разве не вы сейчас забыли обо мне, Творце, ради удовольствия разделить компанию с тем, кто был сотворён мною? За это вы умрёте».
Юноша, все лежащие перед тобой люди сгорели в огне любви к Богу. Ибрахим, реши сейчас, пойдёшь ли ты дальше по Пути или возвратишься домой.
Ибрахим спросил дервиша:
— Но скажи мне, как тебе удалось избежать немедленной смерти и ещё немного прожить на этом свете?
Он ответил, что все суфии были верными последователями и вполне зрелыми людьми, когда вступили на Путь, а он был ещё совсем неопытным и очень юным. Произнеся эти слова, он тоже умер.
Источник: Аттар Фарид-ад-дин. «Тазкират ал-аулийа» или Рассказы о святых
Одна индийская бедная женщина каждое утро пекла две лепёшки. Одну для членов семьи, а вторую, дополнительную, для случайного прохожего. Вторую лепёшку женщина всегда клала на подоконник, и любой проходящий мимо человек мог её взять.
Каждый день, когда женщина клала лепёшку на подоконник, она возносила молитву за своего сына, ушедшего из дома искать лучшую долю. В течение многих месяцев мать ничего не знала о своём мальчике и всегда молилась о его безопасном возвращении.
Вскоре она заметила, что какой-то горбун приходит каждый день и забирает вторую лепёшку. Но вместо слов благодарности, он только бормотал: «Зло, которое вы делаете, остаётся с вами, а добро возвращается Вам!» — и продолжал свой путь. Это продолжалось день за днём. Не получая ожидаемых слов благодарности, женщина чувствовала себя обманутой. «Каждый день этот горбун произносит одно и то же! Но что он имеет в виду?»
И однажды, будучи особенно раздражённой, она решила покончить с этим. «Я избавлюсь от этого противного горбуна!», — сказала она себе и добавила яд во вторую лепёшку. Но когда она собралась положить её на подоконник, руки женщины задрожали. «Что же я делаю?» — подумала она и немедленно бросила ядовитую лепёшку в огонь, приготовила другую и положила её на подоконник.
Горбун, как обычно, взял лепёшку, пробормотав неизменные слова: «Зло, которое вы делаете, остаётся с вами, а добро возвращается вам!», — и продолжил свой путь, не подозревая о бушующих внутри женщины эмоциях.
В тот же вечер кто-то постучал в дверь. Когда женщина её открыла, она увидела своего сына, стоящего в дверном проёме. Выглядел он ужасно: голодный, худой, слабый, в рваной одежде.
— Мама, это просто чудо, что я здесь! Я был от дома всего лишь на расстоянии одной мили, но был так голоден, что упал в обморок. Я, наверное, умер бы, но именно тогда какой-то старый горбун прошёл мимо и был так добр ко мне, что отдал целую лепёшку. И сказал, это его единственная еда на целый день, но он видит, что я нуждаюсь в ней больше, чем он.
Когда мать услышала эти слова, её лицо побледнело, и она прислонилась к двери, чтобы не упасть. Она вспомнила отравленную утреннюю лепёшку. Ведь если бы она не сожгла её в огне, её собственный сын погиб бы! Вот тогда женщина поняла смысл слов: «Зло, которое вы делаете, остаётся с вами, а добро возвращается вам».
Незнакомые добродетели Притча неизвестного происхождения
Однажды Бог пригласил на обед все возможные добродетели: великих и малоизвестных, тихих и героических. Они собрались в великолепно украшенном райском зале и получали огромное наслаждения от мероприятия, ибо хорошо знали друг друга, а некоторые были даже в родственных отношениях.
Внезапно Бог обратил внимание на две добродетели, которые, казалось, не знали друг друга и которым было не совсем уютно общаться друг с другом. Господь взял одну за руку и представил другой.
— Это Благодарность, — сказал он, — а это — Благотворительность.
Однако, не успел он отвернуться, как они вновь разошлись в разные стороны. Даже Богу не удалось свести их вместе.
Из Индии недавно приведён,
В сарае тёмном был поставлен слон,
Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потёмках заходил.
А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.
Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошёл средь любопытных спор.
Один, коснувшись хобота рукой:
«Слон сходен с водосточною трубой!»
Другой, пощупав ухо, молвил: «Врёшь,
На опахало этот зверь похож!»
Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: «Он вроде толстого бревна».
Четвёртый, спину гладя: «Спор пустой —
Бревно, труба, он просто схож с тахтой».
Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.
Их мненья — несуразны, неверны —
Неведением были рождены.
А были б с ними свечи — при свечах,
И разногласья б не было в речах.