Показать скрытый текстСтатья написана для журнала «Дети» г.Новосибирск
В настоящее время уже никто из врачей, компетентных в вопросах грудного вскармливания детей раннего возраста, не рекомендует начинать прокорм ранее 6-ти месяцев жизни ребенка. О вреде соков, как первого прикорма, уже давно известно в современной медицине. Мамино молоко обеспечивает малыша в среднем до года всем необходимым – витаминами, микроэлементами, минеральными веществами. Поэтому, главное – не торопиться!
Как же правильно и «без потерь» начать прикорм грудничку? Начнем по-порядку.
Главное – мамино молоко!
Само определение – «прикорм» - несёт в себе большой смысл. Основным питанием ребенка остается грудное молоко, а все остальное – это приложение к основному, второстепенное, дополнительное, почти не имеющее пищевой ценности в период знакомства. Начинать прикорм нужно, когда ребенок «сигналит» маме о своей готовности. Сидя на коленях у мамы, он требует еду из её тарелки, и может удержать в руке и «мусолить» сушку. Это происходит ближе к 6-ти месяцам жизни ребенка. У него есть устойчивый пищевой интерес, ему интересно то, что ест мама, он готов с этим познакомиться. При этом он продолжает насыщаться из маминой груди, а знакомиться с едой – из маминой тарелки. В сознании малыша эти два процесса никак не связаны. Он не стремится насытиться прикормом, потому что… есть он пока не хочет! Но он хочет подражать маме. Ему интересна еда с точки зрения знакомства и подражания действиям взрослых, а не потому, что он голоден! Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы мама сняла с себя и своих близких заботу о накармливании ребенка. Малыш продолжает кормиться её молоком, и количество суточных прикладываний к груди не снижается меньше 12 в сутки. Это количество необходимо для поддержания стабильной лактации. Основные кормления грудью, необходимые для насыщения и роста ребенка – всегда перед снами, после снов, и ночью, а при бодрствовании коротенькие прикладывания для успокоения и психологического комфорта малыша.
Я ем, как взрослый.
Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама.
Через полгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именно это. То, что ест мама. Если дать ему маленький кусочек из своей тарелки размером с рисинку или гречинку, а потом дать запить из груди, то со своим молоком мама передаст ему ферментативную информацию о том, как нужно усвоить и переварить ту пищу, которую ела она сама. Продолжается знакомство с «уже знакомым». Тем самым у ребенка упрощаются задачи, связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается риск возникновения аллергии на вводимые продукты. Пока малыш совсем мал, он получает еду исключительно ради знакомства и очень маленькими объемами, без цели накормить. Это может быть соленая, сладкая, острая пища. Но если это очень маленький кусочек – со спичечную головку, то малышу нет разницы, какой он, потому, что его совсем мало. То же относится и форме этого кусочка.
Употребляя слово «кусочек», я имею в виду кусочек в прямом смысле этого слова. Начиная прикорм с кусочков, решается сразу несколько задач, очень важных для растущего человечка. Во-первых, навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое Природой время. Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», т.е. уже после 6-ти месяцев. Для этого нужна твердая пища в виде маленьких кусочков из тарелки мамы. Во-вторых, это физиологично для желудка, не готового к большим нагрузкам после молока, усваиваемого в кишечнике, а не в желудке. Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкой желудка и передачи информации, кусочек дальше идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка. В-третьих, белковая и крахмалистая пища начинает понемногу усваиваться у ребенка после 9 месяцев. Клетчатка вареная усваивается частично после года, а сырая… после 4-х лет. Это можно увидеть «на выходе» в горшке малыша. Морковка, капуста, яблоко «выходят» в том же виде, в котором и заходят. Начиная прикорм с целью накормить ребенка, например, с яблочного пюре, можно получить «на выходе»… яблочное пюре. А если это маленький кусочек яблока, прошедший через желудок, не травмировав его, то цель его – знакомство с яблоком.
Однако, яблоки, и вообще фрукты и овощи - это не основная наша еда. Что из продуктов, в основном, на столе у мамы, живущей в средней полосе России? Мясо, картошка, лапша, хлеб, печенье, творог, сыр, крупы, рыба – это всё белковые и крахмалистые продукты. Именно эти продукты чаще всего и «перепадают» малышу из маминой тарелки, если мама не отдает предпочтение овощным и фруктовым блюдам. Вы никогда не увидите в горшке у годовалого ребенка сыра, например, даже если он ест его кусками. С усвоением сыра, печенья, мяса у малыша все хорошо! А вот морковка…
Знакомство с прикормом длится несколько месяцев с момента начала прикорма, когда у ребенка постепенно увеличивается потребность в другой пище, кроме грудного молока. Постепенно ребенок просит все большее количество кусочков за один «присест» на трапезу. Увеличивается и размер кусочка. При этом еда малышу всё так же интересна, как и в 6 месяцев. В течение года малыш знакомится с рационом своей семьи, с продуктами всех четырех сезонов года.
Мама – конкурент за столом.
Мы уже упоминали о том, что мама не должна делать попыток накормить ребенка. За столом мама должна демонстрировать, что она в еде – конкурент. У мамы нет цели накормить ребенка, у ребенка есть цель выпросить еду у мамы, как это и было с момента начала прикорма. Если мама ест с аппетитом, и с удовольствием, демонстрируя это своим поведением за столом, ребенок будет повторять за ней. Ведь интерес к пище взрослых – это не что иное, как желание подражать маме в том, что она делает с этой пищей. В ситуации, когда здорового ребенка не пытались накормить с помощью уговоров или другими способами, он ест всегда с хорошим аппетитом и с удовольствием. Ему нравится есть, у него нет отрицательного отношения к еде, он ест очень аккуратно и относится к трапезе с большой ценностью. Понятие, что еда - это ценность, формируется у малыша только в результате наблюдений за мамой, и её поведением за столом. Кусочек из тарелки мамы попадает малышу в рот только после того, как он «просигналил» маме о своем желании. Решение о том, обедать ему сейчас или нет, должно быть осознанным решением ребенка, а не взрослого человека.
Маленькие детки питаются очень дробно. Им постоянно нужны маленькие перекусы, часто и понемногу. Они усаживаются за стол со всеми членами семьи, со старшими братьями и сестрами, приходящими гостями. В промежутках кусочничают - «мусолят» то сушку, то печеньку, то кусочек яблока или куриную косточку.
Как выглядит на практике начало введения прикорма ребенку на грудном вскармливании?
Малыш сидит у мамы на дальнем колене от стола, и периодически выпрашивает у неё кусочки из тарелки. Мама, как конкурент, ребенка иногда «одаряет», демонстрируя важность и ценность пищи. Как только интерес к еде у малыша потерян, он начал отвлекаться, мама его снимает с колен, даёт ему в руку его кусок, и продолжает свой обед. «Кусок на пол» дается ребенку для того, чтобы, во-первых, он не мешал маме закончить трапезу, а во-вторых, для исследования. Ближе к году ребенок пересаживается на отдельный стул, или детский стульчик, и начинает «орудовать» за столом самостоятельно. У него появляется своя тарелка, ложка, вилка. В тарелку накладывается небольшое количество еды, с расчетом чуть меньше, чем ребенок сможет съесть. К этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Пьет малыш пока мало, основную жидкость получает из материнского молока. При этом он продолжает кушать за общим столом. На время трапезы столешница с детского стульчика снимается, и он пододвигается вплотную к «взрослому» столу. Во время еды на кухне игрушек нет. Ребенка никто за столом не развлекает, и не предлагает «ложечку за маму, за папу…». Все заняты исключительно своей трапезой.
Питание и воспитание.
Подведем итог. Основная задача ребенка до 3-х лет – познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший» взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Он учится кушать то, что едят все в его семье, за общим столом. Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядя на взрослых, и подражая им. Все, что взрослый не делает, не должен делать ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами, и кушать очень аккуратно.
Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько простых правил:
• Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама.
• Мама ест первая, не обремененная заботой о накармливании ребенка.
• Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре.
• Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами.
• Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний.
• Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.
• Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама.
• Напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях.
• Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно.
• Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.
• Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает.
• Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке.
• Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.
• Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается.
• Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать... Еда используется только «по назначению».
• Если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.
• Если Ваш грудничок пока не проявляет интерес к еде, наберитесь терпения, и не трогайте дитя!
**********
Разрабатывая теории детского питания медицинская наука во главе с НИИ питания, возможно, пыталась отталкиваться именно от здравого смысла, который заключался в том, что молоко у современных женщин пропадает быстро, а еда с общего стола младенцу нескольких месяцев отроду не подходит. К 6 месяцам молока уже нет ни у кого, а кормить ребенка чем-то надо. В этой ситуации я полностью согласна с НИИ питания и всеми остальными.
НО, мы все обсуждаем, видимо, ребенка, который находился на полноценном грудном вскармливании с рождения и молока у его мамы всегда было достаточно, и в 6 месяцев никак не стало меньше, чем нужно. Мы же такого младенца обсуждаем?
С точки зрения НИИ питания в частности Карелии Ладодо, ребенка следует кормить грудью «по требованию» только до момента введения прикорма, т.е. до 6 месяцев. А иначе ребенок будет плохо есть прикорм. Это слова человека, который создает рекомендации на всю страну по питанию грудных детей. В этих словах между тем есть доля правды, вы все ее уже почувствовали.
Действительно, ребенок на естественном вскармливании скорее всего будет плохо есть те объемы детского питания, которые необходимо в него засунуть следуя рекомендациям НИИ питания. Потому, что ребенок в 6 и далее месяцев наедается молоком, и это его основная пища, по крайней мере в ближайшие полгода, а у кого-то и дольше. Еда другая для него – новые ощущения, интерес, а не желание наедаться. Правда почему-то частенько этот интерес путают с чувством голода… Между тем, мне не дадут соврать работающие консультанты, им наверняка неоднократно попадалась ситуация, когда ребенка на естественном вскармливании начинали прикармливать по книжке «Детское питание» стараясь заместить прикладывания к груди прикормом. И у некоторых это успешно получалось, со значительной потерей грудного вскармливания, но ведь с точки зрения большинства современных педиатров это не страшно, главное – вовремя перейти на детское питание .
Все мы знаем (надеюсь ), что в 6ти месячном возрасте ребенок сосет в большинстве случаев только перед снами и во сне ночью, иногда досыпает днем посасывая, а также при пробуждении. Кормлений относительно мало, но ребенок продолжает расти и развиваться. Кстати, как раз поэтому трудно прикармливать ребенка на естественном вскармливании, «замещая» кормления, потому, что пососать нужно перед сном, а от 100г пюре не уснешь. Но некоторым мамам удается кормить детей, « как положено» и они начинают меньше высасывать молока, и лактация у мамы постепенно сворачивается. Мам многих это не волнует, а, скорее всего, радует , потому, что «так и должно быть» .
Примерно в полгода ребенка уже активно интересует еда его домочадцев, еда мамы прежде всего. Кого-то чуть раньше, кого-то позже, ну примерно в полгода большинство. И ребенок начинает ее просить. С точки зрения современной медицины, давать пробовать то, что он просит, ему не надо, а надо перетереть в пюре монопродукт и дать этот монопродукт. И за неделю нарастить количество до необходимого, или за две недели.
У меня под рукой «Детское питание» 10ти летней давности, но судя по недавно вывешивавшимся в кормлении рекомендациям официальной медицины, особо ничего не изменилось, и в 7, например, месяцев ребенок может и должен съедать на завтрак 150г каши, половинку желтка, 30 г сока, на обед 150г овощного пюре на 20г овощного бульона, 20гмясного пюре, 30г сока, на ужин 150г кефира, 20г творога и 60г пюре.
Дети столько не хотят, им столько не надо... :bredu: см.выше.
Количество прикрома трудно сосчитать, а для педиатров это минус, им нужны точные цифры. И, повторяю, в рекомендациях они исходят из того, что молока у мамы уже мало, и ребенка поэтому надо допаивать, дабы избежать обезвоживания...
Тогда давайте считать мочеиспускания в сутки, а потом говорить о количестве молока.
**************
В 6 месяцев он с мамой за завтраком оближет пару чайных ложек ее каши, получит крошку сыра. Если захочет – приложится к груди и запьет молоком. За обедом мама наловит ему из супа маленьких кусочков овощей вареных и бульона он получит, может и мяса перепадет, оторванного от фрикадельки, например, или от кусочка, на котором суп варился, может еще ему чего-то обломиться, если он захочет, а мама сочтет нужным. За ужином получит, например, немножко картошки и крошки от котлеты и еще что-нибудь. В течение дня мама иногда будет подсовывать ему то морковку, то баранку, если надо найти малышу занятие во время какого-нибудь маминого занятия. Все дети разные. Кто-то в 6 месяцев активно требует еду, а кто-то не очень, кто-то вообще еще не интересуется, ему и без еды не плохо. Нет ничего в таком способе прикорма сложного, страшного и непонятного :wink:
С точки зрения современного педиатра сложностей и опасностей полно, попробуем с ними разобраться:
Мнение 1. Куском можно подавиться. Можно. Куском. Крошкой нельзя. Т.е. в гипотетической ситуации подавиться можно чем угодно и когда угодно, можно в чайной ложке утонуть, при несчастном стечении обстоятельств. Мы крайности брать не будем. Давятся обычно во время разговора, смеха. Малыш сосредоточен на процессе и своих ощущениях. Пока ему интересно, он ни на что не отвлекается, он внимателен к этой крошке. Он ее или проглотит или выплюнет. Кроме того, он сидит на руках у мамы, а мама за ним следит, и если в рот к малышу попадает потенциально опасный с ее точки зрения кусок, она его просто отбирает. Большие куски, которыми давятся, отваливаются обычно от яблок, еще давятся шкурками. Яблоки дают всем детям, и тем, которые на детском питании, тоже, что бы зубки чесали…
Мнение 2. Кусочки не перевариваются. И пюре не переваривается. Все мамы отмечают, что у детей второго полугодия жизни объем какашек увеличивается. А иногда просто ясно становится, чем ребенок покакал. На мой взгляд лидер тут яблочное пюре, свежеприготовленное.
Количество еды на естественном прикорме сложно посчитать. Оно регулируется мамой исходя из обстоятельств возраста малыша, его поведения, того, что едят. Количество не важно. Растет малыш в это время за счет грудного молока, количество которого так же не важно (его сложно определить). Малыш растет и развивается хорошо, и количества не важны. С точки зрения педиатра это тоже минус. В медицине должны быть точные объемы.
Постепенно, к году – полутора ребенок уже будет есть довольно много, но все равно, не столько, сколько он должен съедать по книжке «детское питание». Объемы , скажу я вам... Ребенок в этом возрасте никогда не съедает таких объемов еды, иногда он может слопать всю кашу, или половник супа, или целую котлету, но в основном он ест относительно мало, но зато ест почти все, что ему дают. И не пьет он по 150мл. Он пьет по 3-4 глоточка, в основном между едой. Да, конечно, он еще прикладывается к груди, но он это делает днем ну может пару раз, а иногда и ни разу. Ну и на ночь, ну и ночью два-три раза. Все. В этом возрасте уже очень мало молока, давно грудь не наполняется, и сосание не несет пищевой ценности. Что-то занесло не в тот возраст... Я обсуждала это с подругами, у которых такие дети тоже есть и не по одной штучке. Картина примерно та же. Дети вообще едят намного меньше, чем должны съедать «по книжкам». Это я по "своим" деткам сужу.
Что я считаю самым важным во всей этой истории, так это интерес к еде, к процессу еды. Этот интерес есть у всех детей и к любой еде на первых порах. Но он может быстро утрачиваться. Из подслушанного у двух мамаш, одна говорила, что у нее малыш так замечательно ел кабачок, а теперь перестал, наверное он ему надоел… Вопрос из здравого смысла: А зачем две недели подряд готовить ребенку каждый день кабачковое пюре? Надо сказать, что пюре из смеси разных овощей по вкусу мало отличается, даже если набор овощей немножко менять. И тоже, в конце концов, надоедает, а может и довольно быстро. Возможно, есть мамы, которые изощряются и каждый день стараются приготовить для малыша что-то новое. Это возможно, только если ребенок один. Если следить за интересом малыша, получающего достаточные объемы молока он, скорее всего не будет съедать все приготовленное. Я знаю мам, которые тоже старались с первым ребенком, начинал он есть может и с аппетитом, но порцию доедал только с шутками, прибаутками, игрушками, погремушками, кино и телевизором…Кончилось все тем, что он и начинать не хотел. Интерес к еде у него отсутствовал. И довольно долго. И сейчас еще у них проблемы. 8 лет ребенку. И эта ситуация типична, очень часто встречается. Или я не права?
Безусловно, есть дети с нормальным отношением к еде, даже если их кормили детским питанием. Но их количество последнее время стремиться к исключению из правила. Яркий пример. Учителя в школе жалуются родителям: «все дети плохо обедают!» Это не потому, что обеды плохие, в школе они нормальные, это потому, что у 20 человек плохой аппетит и очень избирательное отношение к еде.
Итак, основные принципы ввдения прикорма:
1. грудные кормления не заменяются прикормом
2. прикорм вводится постепенно и очень медленн о - в виде микродоз
3. кормим тем, что едим сами, если у вас здоровая и полезная пища
4. кормим только по интересу, если малыщ выпросил.
Все очень просто: ничего отдельно не готовим, никаких дополнительных затрат, не загружаемся накармливанием ребенка, сам пусть просит, грудь без ограничений и изменений.
Автор всех статей Галина Пругова
Скрыть текст
, у меня по твоей ситуации отличное ото всех мнение. Если ты хочешь, могу тебе завтра написать в личку на свежую голову. Ну или в гости приехать и пообщаться