В Канди первый раз испытали на себе особенности посещения буддистских храмов на Шри-Ланке (в Коломбо заходили в храм Гангарамайя, но там отдельные помещения фактически объединены в непрерывный комплекс, что не дает
прочувствовать те самые «особенности»).
Если в Тае, или допустим Камбодже, обувь надо снимать только перед входом в сам храм-здание, то на Шри-Ланке надо разуваться перед входом на территорию (!) храма, и по всей ней, включая пространства между различными храмами, ступами, павильонами гулять только без обуви.
А это, знаете ли, в корне меняет дело.
На палящем шри-ланкийском солнце открытые поверхности (зачастую, к тому же, еще и каменные!) нагреваются о-го-го как. У местных или кожа на подошве ног задубела от постоянного хождения босиком (не только по храмам), или нервные окончания уже атрофировались и не реагируют на температуру, но они совершенно спокойно разгуливают по этим раскаленным камням, как те самые индийские йоги.
Попробовал я в первый раз (в Храме Зуба Будды это и было) так же босиком погулять.
А-а-а-а! Капец!
Да невозможно босиком ходить, только бегать постоянно, как ужаленный. На цыпочках-на пятках вернулся назад и надел предусмотрительно взятые с собой носки. В носках можно.
Соответственно, тем, кто поедет на Шри-Ланку (не пляжную её часть), тоже советую запастись носками. Толстые шерстяные не обязательно
, достаточно обычных (хотя иногда и через них «припекало»).
Вот так потом во всех храмах и гуляли – перед входом снимаем открытые шлёпки/босоножки, и надеваем носки. (Иногда только лень было заморачиваться, и если территория маленькая, а вероятность сильного нагрева небольшая – утром, пока не успело еще, или если тень есть, ходил голыми ногами. Быстро-быстро
).
Следствием указанного правила стало параллельное развитие «индустрии хранения обуви». Перед каждым большим храмом, к-й посещают туристы, поставлены стеллажи для обуви и специальный человек, к-й её принимает.
Только вот идентифицируется обувь при сдаче её через раз, и максимум вкладыванием внутрь бумажки с номерком, второй который выдается тебе. А так обычно – сдал обувь и сдал, вернулся показал – вон мои, тебе их выдали.
Так же через раз за сдачу обуви прям обязательно берут деньги, в остальных случаях – предполагается, что ты дашь чаевые. Цена вопроса – 20-50 рупий (за две пары). Местные ниче не платят.
А в том самом храме Гангарамайя в Коломбо нам озвучили цену чет рупий около 200 за одну пару!
Мы офигели от удивления, и т.к. мы были не первыми такими же офигевшими – цену перед нами другие иностранцы спросили, то глядя на них же, упаковали обувь в пакет, сложили её в сумку/рюкзак и пошли.
Хотя Храме Зуба Будды нам почему-то не дали так сделать – мы сразу положили обувь в пакет и пошли, так мужик-смотритель за нами прям в храм побежал, чтобы сказать, что так нельзя. Типа не только ходить в обуви нельзя, но даже проносить её внутрь храма.
Перед нетуристическими храмами (и наоборот внутри больших Археологических/Исторических парков, типа Анурадхапуры, где этих храмов несколько десятков), либо стоит только сам стеллаж (без приемщика), куда все подряд и местные и туристы ставят обувь, либо просто оставляешь у входа и всё.
Случаев кражи обуви замечено не было.