"правила хорошего тона - это стабильно и незыблемо. Хамить и грубить - будет плохо всегда"
Неа. Не так давно к примеру появилось "правило вежливости программиста" - отвечать в той же кодировке, в которой задан вопрос. Спросят матом - отвечай матом, будут хамить - хами в ответ. Таково правило вежливости
"А пачиМу-у-у?" - били копытами давно не доенные апачи.
"Уместность - ключевой момент, разделяющий хороший и дурной тон."
Именно поэтому дурной тон к примеру - отвечать высоким стилем на мат собеседника. Или указывать на чей-то дурной тон, когда вас об этом никто не спрашивал
"А пачиМу-у-у?" - били копытами давно не доенные апачи.
иногда бывает вполне уместно сделать человеку замечание, если этот человек
__________________________________________
в принципе способен что-либо понимать : )
в основном не для себя. На похоронах бывают такие мымры как начнут ахинею нести, родственников жалко вот и берёшь на себя миссию А человека, Вы правы не переделать, это так "скорая помощь"
Когда я представляю себе счастье, выпавшее на мою долю, мне кажется что это волшебная сказка, сон наяву. (с)
Дурной тон - не вставать в присутствии английской королевы или президента России ВВП.
Психологических аспектов понятия "дурной тон" - никаких. Кроме символа принадлежности к определенному страту. Или свидетельства о том, что человек страстно желает принадлежать к страту.
Наиболее рьяными поклонниками "правил хорошего тона" являются люди, стремящиеся в более высокий социальный слой, но не попадающие туда по разным причинам. ИМХО - по моим наблюдениям.
Психологических аспектов понятия "дурной тон" - никаких. Кроме символа принадлежности к определенному страту.
__________________________________________
Ну почему же никаких? По мнению профессиональных психологов эти аспекты как раз имеют место быть.
Мне, во всяком случае, показались весьма интересными (хотя и дискуссионными, конечно) наблюдения и выводы extrastaff (в самом начале обсуждения). Вы с ней не согласны?
А вот по поводу принадлежности к страту, это как раз уже ближе к социальному аспекту, по-моему.
Наиболее рьяными поклонниками "правил хорошего тона" являются люди, стремящиеся в более высокий социальный слой, но не попадающие туда по разным причинам.
__________________________________________
Да, пожалуй, соглашусь с вами в этом, когда речь идет именно о рьяности.
Есть тому примеры, действительно.
Для этих людей хороший тон из области естественного фона как бы перенесен в центральную часть картины, если прибегнуть к художественной аллегории : )
Ценностные акценты смещены - в этом, наверное, все дело...
В ответ на: Дурной тон - не вставать в присутствии английской королевы или президента России ВВП.
Психологических аспектов понятия "дурной тон" - никаких. Кроме символа принадлежности к определенному страту. Или свидетельства о том, что человек страстно желает принадлежать к страту.
Наиболее рьяными поклонниками "правил хорошего тона" являются люди, стремящиеся в более высокий социальный слой, но не попадающие туда по разным причинам. ИМХО - по моим наблюдениям.
Такой пример: родные брат и брат или брат и сестра.
Один развязан, с манерами люмпена, другой (другая) противоположность.
Причем не показушно, без желания в более высокий социальный слой, а по настоящему. Я думаю у каждого есть знакомые и наблюдали такое.
В чем причина если не в индивидуальных психологических особенностях?
пс
Спорно, что сторонники правил хорошего тона принадлежат к более высокому слою. Для нашей страны с начала 90х это совершенно не так.
Спорно, что сторонники правил хорошего тона принадлежат к более высокому слою. Для нашей страны с начала 90х это совершенно не так.
__________________________________________
Да разве только с начала 90? А как же 17?
Другое дело, что этот строй, уничтожив интеллигенцию предыдущего, пытался формировать свою...
Но не зря англичане говорят: чтобы газон был безупречен, его нужно стричь ежедневно в течение 300 лет... : )
Вот уж точно! Чем выше, тем хамее. Не все, конечно. Видимо, это связано с тем, что интеллигент туда и не сможет пробиться. Для этого у него нет зубов и когтей. А у кого есть, тот правил хорошего тона только на светских приёмах придерживается. А в жизни нельзя - сожрут.
Чем выше, тем хамее. Не все, конечно. Видимо, это связано с тем, что интеллигент туда и не сможет пробиться. Для этого у него нет зубов и когтей.А у кого есть, тот правил хорошего тона только на светских приёмах придерживается. А в жизни нельзя - сожрут.
__________________________________________
Хотелось бы уточнить: вы о каких слоях нашего общества сейчас высказались? Об интеллигенции? О политической элите? О культурной? О научной? Или обо всех сразу?
Всё-таки при социализме не было столько хамов, как после перестройки.
__________________________________________
Вот уж не соглашусь. Не при социализме ли новоиспеченную "элиту" стали составлять Швондеры и Шариковы? И уж они ли не хамы?
Просто до 17 у Климов Чугункиных не было никаких перспектив бросить свои балалайки и из пивных полезть во власть, формируя таким образом новое общество, а соответственно - и новую элиту, а после 17 эти шлюзы открылись... и вот вам - пожалуйста.
Потому что наказаний было за это больше предсмотрено и многое запрещено было.
__________________________________________
Ну да, ну да... Люди не были хамами не в силу внутренних убеждений, а из страха перед наказанием
Очень интересная тема. Многое хочется сказать, но почему-то возникло желание процитировать фрагмент романа Милана Кундеры "Бессмертие":
"...Она запарковала машину, вышла и направилась к широкой авеню. Она чувствовала себя усталой, голодной, но обедать одной в ресторане было грустно и потому решила наскоро перекусить что-нибудь в первом попавшемся бистро. Сквозь стекло она увидела за столами людей, склонившихся над засаленными бумажными подносиками. Взгляд ее остановился на девушке с удивительно бледным лицом и ярко накрашенными губами. Покончив с едой и отодвинув опорожненный из-под кока-колы стакан, девушка откинула голову и засунула глубоко в рот указательный палец; и, закатив глаза, долго крутила им. Мужчина за соседним столом полулежал на стуле и глазел на улицу, широко разевая рот. То была не зевота, имеющая начало и конец, а зевота бесконечная, как мелодия Вагнера: рот по временам закрывался, хотя и не совсем, и снова разевался, а глаза, уставленные на улицу, прищуривались и открывались в противовес движению рта. Впрочем, зевали и другие посетители, показывая зубы, пломбы, коронки, протезы, и ни один из них не пытался прикрыть рукой рот. Между столами ходила девочка в розовом платье, держа за ногу медвежонка; ее рот тоже был разинут, однако очевидно было, что она не зевает, а кричит; временами она ударяла медвежонком кого-нибудь из посетителей. Столы были придвинуты один к другому так, что даже сквозь стекло чувствовалось, что каждому сидящему вместе с едой приходится глотать и запах пота, вызванного на кожном покрове соседа жарой июньского дня. Волна омерзительности визуальной, обонятельной, вкусовой (Аньес ощутимо вообразила вкус жирного гамбургера, запитого сладкой кока-колой) ударила в лицо с такой силой, что она отвернулась, решив поискать другое место, где можно было бы утолить голод.
Тротуар запрудили пешеходы, идти было трудно. Она продолжала путь: правым ухом она зарегистрировала прибой музыки, ритмичный гром ударных инструментов, долетавший из магазинов, парикмахерских, ресторанов, в левое ухо поступали все звуки мостовой: монолитный шум машин, сокрушительный грохот отъезжающего автобуса. Потом ее пронизал резкий звук мотоцикла. Она не могла удержаться, чтобы не посмотреть, кто причиняет ей эту физическую боль: девушка в джинсах, с длинными развевающимися черными волосами сидела на маленькой мотоциклетке, выпрямившись, как за пишущей машинкой; с мотоциклетки были сняты все глушители, и она издавала чудовищный грохот.
...Она подумала: когда в конце концов натиск этого уродства станет совсем невыносимым, она купит в цветочном магазине незабудку, одну-единственную незабудку, хрупкий стебелек с миниатюрным голубым венцом, выйдет с нею на улицу и будет держать перед собой, судорожно впиваясь в нее взглядом, чтобы видеть лишь эту единственную прекрасную голубую точку, чтобы видеть ее, как то последнее, что ей хочется оставить для себя и своих глаз от мира, который перестала любить..."
Вера - оазис в сердце, которого никогда не достигнуть каравану мышления.
У Кундеры все произведения жизненно-циничны. Но лично я ощущаю их как жизнеутверждающий цинизм в плане избавления от лишних иллюзий.
Это совсем не значит, что нужно смотреть на жизнь вообще в мрачном аспекте.
От нелюбви к миру и до суицида недалеко, а жизнь и так недолгое путешествие.
В ответ на: Именно поэтому дурной тон к примеру - отвечать высоким стилем на мат собеседника.
"-Ты че, б..., интеллихент???
- Что вы, что вы, отнюдь! Такое же быдло, как и вы!"
А когда Принцессе хотелось замуж, она устраивала репетицию: папильотки, тапки, фартук - и шла на королевскую кухню варить борщ. Через час желание как рукой снимало, и Принцесса возвращалась мечтать.
Эх, забыли вы один очень важный кусок вставить:( Там было размышление Аньес по поводу этого мотоцикла. Она размышляла. зачем девушка НАРОЧНО сняла все глушители с него. Для чего она сознательно стреимлась травмировать людей этим оглушительным треском... Очень интересные рассуждения...
А когда Принцессе хотелось замуж, она устраивала репетицию: папильотки, тапки, фартук - и шла на королевскую кухню варить борщ. Через час желание как рукой снимало, и Принцесса возвращалась мечтать.
Спасибо за ценный комментарий, Инга.Хорошо, я восполню пробел.
"...То не машина производила шум, а «я» черноволосой девушки; эта девушка, дабы быть услышанной и войти в сознание других, приобщила к своей душе шумный выхлоп мотора..."
Пожалуй, это и один из вариантов ответа на первый вопрос Ундины: "Какими причинами, с психологической точки зрения, может быть вызвано отрицание человеком принятых норм поведения, правил хорошего тона?"
Вера - оазис в сердце, которого никогда не достигнуть каравану мышления.