В ответ на: Поголовнограмотные говоришь? Каждый знал священное иписание? То есть вот так вот запросто ,каждый смертный мог прийти в синагогу, взять свиток и читай нехочу? Гонишь ты ,фенстер,троку лошадей....
Вот ты сарказм выдаешь, высмеиваешь.
И этим сам себя ставишь в глупое положение.

Грамотность в Эрец-Исраэль была действительно массовая.
Писание действительно хорошо знало большинство евреев и в Палестине, и в диаспорах.
И образованию придавали практически священное значение.
И читали Писание в слух в синагогах, постоянно. И слушали Тору евреи с малых лет.
А так как на иврите большая часть текстов рифмованная и ритмичная, то многие части Торы много народу знало наизусть.
И прийти в синагогу мог простой Сын плотника, и встать читать свиток (Луки 4:16-21)

В ответ на: ...
К концу эпохи Второго храма монотеизм в той форме, как он сложился в предыдущие поколения, становится незыблемой основой общественного и юридического уклада и отправным пунктом духовного творчества еврейского народа. Тора определяет теперь повседневную жизнь каждого еврея. Верность заповедям Торы превращается в фактор первостепенной важности в истории еврейского народа: со времен Антиоха Эпифана самопожертвование во имя веры становится отличительном признаком иудаизма.

Обучение Торе начиналось с самого раннего возраста. Иосиф Флавий сообщает, что все еврейские дети обучались чтению и изучали историю и религиозные законы, так что, по словам Иосифа, «еврею легче ответить на вопрос о предписаниях Торы, нежели назвать свое имя». Постепенно забота о воспитании детей сосредоточилась в руках общества.
...
https://eleven.co.il/land-of-israel/history-until-1948/15783/

Как жить, если в наших сердцах уже не люди возле нас?...