Ответ на сообщение Re: Политические композиторы (часть 3) пользователя Spirit
Воображение и профессия
Один мой хороший знакомый по интернету написал в своём отличном блоге что-то вроде признания - мол, у него самого не хватает воображения!
Тем не менее - это человек, прошедший все уровни своей профессии - от студента и сотрудника самого простого уровня до профессионала высшего класса.
И вот - не хватает воображения! Заметим - по самооценке.
Именно это и ценно.
Я всё его пытался сподвигнуть - написать многотомную монографию о той среде, где он работал.
Ну - уникальный опыт.
Го... Ничего не получилось.
Наверное - действительно не хватает воображения!
Но в некотором смысле.
Само критическое отношение к своему воображению говорит, что оно, разумеется, есть.
А то, что отношение к нему критическое - так это самое то, что надо для практически научного подхода.
Потому как, если воображение не подчиняется критике - это очень плохо.
Причём это бывает с очень умными людьми.
У которых богатое (используем эту характеристику) воображение. И тонкое.
Оно позволяет строить версии на основе мельчайших деталей.
Но потом, часто такой человек начинает работать с этой версией как фактом.
Это очень плохо. Даже если он периодически и начинает посмеиваться над степенью обоснования, но чувствуется, что воображаемая версия взяла его в плен.
Так что - признание недостаточности воображения может быть только констатацией того, что умозрительные конструкции знают своё место в творчестве.
Это как в математике.
Величайший математик-универсал Гильберт сказал как-то с иронией про одного своего ученика - а! он стал поэтом, для занятий математикой у него было слишком мало воображения!
Гильберт знал, о чём говорил.
Например он хотел, скажем для простоты так, вывести всю математику из логики.
Но оказалось, что формальная логика это математика.
Но математика это - не только логика.
А - что?
Пока обобщая, можно сказать - это контролируемое воображение!
Кстати, с похожим желанием выступили ещё одни математические концептуалисты.
Взявшие псевдоним Бурбаки.
Был такой маршал Франции, не выигравший ни одного сражения. Но создавший... теорию отступления.
Умные французы - оценили. На войне всякое бывает.
Так вот. эти самые Бурбаки хотели свести всю математику - к алгебре.
Опыт предельно интересный.
Но математика опять - выстояла.
Алгебра - математика.
Математика - не только алгебра.
Но что психологически лежит в основе математики по мнению Бурбаков?
Это некая - алгебраическая структура.
Как оказалось - понятие тоже на уровне воображения. Которое можно бесконечно объяснять.
Так что - это отличный базис для творческой деятельности - признания ограниченности своего воображения.
То есть - оно не может взять вас в плен.
Увы, и это может иметь негативные последствия.
Например - человек не хочет писать книгу, которая была бы максимально полезна.
Всем. Включая его.
Вот на это и нехватает воображения!

Вот искусство это - воображение, взявшее в плен творца!
В отличии от науки.
Один мой хороший знакомый по интернету написал в своём отличном блоге что-то вроде признания - мол, у него самого не хватает воображения!
Тем не менее - это человек, прошедший все уровни своей профессии - от студента и сотрудника самого простого уровня до профессионала высшего класса.
И вот - не хватает воображения! Заметим - по самооценке.
Именно это и ценно.
Я всё его пытался сподвигнуть - написать многотомную монографию о той среде, где он работал.
Ну - уникальный опыт.
Го... Ничего не получилось.
Наверное - действительно не хватает воображения!
Но в некотором смысле.
Само критическое отношение к своему воображению говорит, что оно, разумеется, есть.
А то, что отношение к нему критическое - так это самое то, что надо для практически научного подхода.
Потому как, если воображение не подчиняется критике - это очень плохо.
Причём это бывает с очень умными людьми.
У которых богатое (используем эту характеристику) воображение. И тонкое.
Оно позволяет строить версии на основе мельчайших деталей.
Но потом, часто такой человек начинает работать с этой версией как фактом.
Это очень плохо. Даже если он периодически и начинает посмеиваться над степенью обоснования, но чувствуется, что воображаемая версия взяла его в плен.
Так что - признание недостаточности воображения может быть только констатацией того, что умозрительные конструкции знают своё место в творчестве.
Это как в математике.
Величайший математик-универсал Гильберт сказал как-то с иронией про одного своего ученика - а! он стал поэтом, для занятий математикой у него было слишком мало воображения!
Гильберт знал, о чём говорил.
Например он хотел, скажем для простоты так, вывести всю математику из логики.
Но оказалось, что формальная логика это математика.
Но математика это - не только логика.
А - что?
Пока обобщая, можно сказать - это контролируемое воображение!
Кстати, с похожим желанием выступили ещё одни математические концептуалисты.
Взявшие псевдоним Бурбаки.
Был такой маршал Франции, не выигравший ни одного сражения. Но создавший... теорию отступления.
Умные французы - оценили. На войне всякое бывает.
Так вот. эти самые Бурбаки хотели свести всю математику - к алгебре.
Опыт предельно интересный.
Но математика опять - выстояла.
Алгебра - математика.
Математика - не только алгебра.
Но что психологически лежит в основе математики по мнению Бурбаков?
Это некая - алгебраическая структура.
Как оказалось - понятие тоже на уровне воображения. Которое можно бесконечно объяснять.
Так что - это отличный базис для творческой деятельности - признания ограниченности своего воображения.
То есть - оно не может взять вас в плен.
Увы, и это может иметь негативные последствия.
Например - человек не хочет писать книгу, которая была бы максимально полезна.
Всем. Включая его.
Вот на это и нехватает воображения!

Вот искусство это - воображение, взявшее в плен творца!
В отличии от науки.