Гудок

Есть один, можно сказать - исторический факт.
Это совершенно случайное образование сообщества интеллектуалов-писателей в газете "Гудок" в 20-е года 20 века в СССР.
Реально, это событие мирового класса.
На уровне создания целого направления.
Ну, нечто вроде - импрессионистов во Франции.

Заметте, действие происходило в предельно тоталитарной стране.
Но, оказывается, что и в таком случае можно получить эффективный результат.
Всё дело - в личностях.

Булгаков, Катаев, Олеша, Паустовский, Зощенко...
Каждый из них, несомненно, явление.

Ну и, разумеется - Ильф и Петров(Катаев-мл.).
Но тут возникают - версии.
Это, наверное, нехорошо для обсуждения.
Но как-то всё в официальной версии - нестыкуются смыслы.

Есть сомнения в абсолютном авторстве этого тандема.
Сам факт написал "12- Стульев" за три месяца дуэтом, не имевших большого литературного опыта и слабо знакомых друг с другом. Это уже порождает сомнения.
Несколько анекдотично выглядят воспоминания, как эта книга писалась.

Катаев-старший утверждает, что поводом для написания было его пари с этими парнями.

Есть популярная, а для некоторых культовая, версия о том, что реальный автор Булгаков, а дуэт это подставные лица с более лояльной власти репутацией.
Но здесь тоже большие сомнения.
Стиль не совсем булгаковский.
А юмор - абсолютно не его.
И персонажи - тоже.

Юмор и персонажи скорее - Зощенковские.

Тут такое дело, судя по всему - писала вся редакция, кроме Катаева-старшего.
Коллеги решили подшутить над товарищем и соратником, узнав о пари.

Но Ильф и Петров вполне могли быть вполне причастными.
Судя по всему, они создавали сюжетные болванки.
Ситуации, темы для диалогов, ключевые слова, некоторые детали.
А потом несли в редакцию, и кто-то из писателей по очереди доводили эту болванку до кондиции.

Роман сюжетно и состоит из таких, как говорят в математике - кусочно гладких фрагментов, слабо связанных друг с другом. Только поиск очередного стула.

Это, кстати, известный приём.

Есть даже хороший американский фильм про художника, который совсем не умел рисовать.
Но он отлично придумывал темы для рисунков, создавал их примитивные схемы.
К нему издатели и редакторы прикомандировывали художников-профессионалов, и те создавали полноценные иллюстрации и шаржи.
И он считался автором.

Вот и тут то же самое.

Кстати, следующая книга "Золотой телёнок" - это совсем другого типа повествование.
Такое резкое изменение стиля и даже типа главного героя заставляет подозревать, что перераспределились роли в коллективе "помощников".

Главное здесь - что этот коллектив оставил - практически программную вещь.
Актуальную даже сейчас.

Так что - можно создавать концептуальный центр даже в условиях тоталитаризма.
Не говоря уж о каком-то авторитаризме.

Всё дело - в личностях, их таланте, воле и целеустремлённости.
И уважения друг друга.

А что касается авторства...
Разумеется, всё это обоснованные, но домыслы.
Скандалов и претензий на авторство со стороны кого-либо не указанного на обложке - не было.

И если речь зайдёт о конкретных произведениях, то правильно говорить так - "12 стульев" и "Золотой телёнок" писателей Ильфа и Петрова.