Передвижники и Интеллектуальный революционный потенциал

Чтобы быть мотивирующим массовым фактором в политике, должен оформиться в некотором законченном виде интеллектуальный революционный потенциал.
Часто это происходит в виде некоторого направления в искусстве.

Вот таким свойством в России конца 19 века явились - художники Передвижники.

Некоторые называли это направление - критический реализм.
Немного наивное название.
Никто там никого не критиковал.
Это было проявление революционных чувств.
Под контролем интеллекта. Что дало эффект программирования общества.

С переходом на метапозицию по отношению к системе, представлявшейся как - безнадёжная.

И были даны образцы альтернатив, особенно личностей.

Сила метода в том, что - не было никакой агитации и пропаганды.
Всё проявлялось как - очевидное.
И было - импровизацией.

Второе существенное свойство - публика видела, как действуют согласованно адепты движения просто приняв в качестве правил Игры принципы объединения.
Это предельно значимый пример.
Беда современных оппозиций в том, что никто не может получить значимые результаты хоть в чём-нибудь просто следуя коллективно своим же провозглашённым принципам, которые максимум являются жалкими маркёрами слабых групп.

Кстати, наверное участники движения Передвижники сами не понимали значение феномена.
Что это - начало организованной интеллектуально оппозиции.
Точнее - самоорганизованной. Без, так сказать, помощи извне.

Но такое событие - окончательный переход интеллектуальной ситуации в новое политическое качество.
То есть - наличие образного представления о себе как оппозиции.
Да, политическая кадровая среда оказалась в той России слишком ещё молодой.
И потеряла инициативу.

Но пример - великолепный.
И - надо же как-то и с чего-то начинать!