Розанов и актёр

У философа Василия Розанова есть короткий рассказ "Актёр", наполненный ужасом автора.

На него произвело шокирующее впечатления, когда он стал свидетелем подготовки артиста к роли непосредственно перед спектаклем.
Он был в ужасе от того, что от прежнего актёра не осталось ничего личного.
Причём - постепенно.
Сначала изменилась одежда.
затем чужой стала рука.
Затем нога.
Торс.
И наконец лицо и голова. Такое впечатление было, что он снял свою голову, поставил в угол, а оттуда взял чужую и приставил.
Причём всё происходило в деловитой обстановке. Артист даже поторапливал гримёра.

Отсюда великий философ сделал несколько гениальных неправильных выводов.
В частности потому, что находился в плену религиозных представлений и собственных понятий.
Хотя православие он называл - духовной содомией, а максимальное воплощение и торжество истины считал взаимодействие мужских и женских половых органов.
Я не шучу и не придумываю, читайте соответствующие его опусы.
Но философия такая сфера интеллектуальной деятельности, что это всё придавало в данном конкретном случае великолепную выразительность!

О делает вывод о том, что у актёра нет личности.
Странно, очевидно это не так.
Чем мощнее личность актёра, тем более он выразителен.
Суть, однако, в том, что - сем дальше психологически персонаж пьесы от личности актёра, тем глубже преображение и и роль производит больше впечатление. А чем ближе, тем меньше выразительности.
Себя играть невозможно!
Кстати, это я с сам понял, когда давным-давно играл в студенческом театре университета, участь на физическом факультете.

Интересный эффект. На основании которого Василий Розанов делает двусмысленное умозаключение - суть актёра это пустота.
Двусмысленный, потому как в понимании Розанова пустота это - ужасающий ужас.

Это совсем не так.

Буддизм отлично изучил этот вопрос.
Пустота это сущность ума. То есть - способность дать место для исследования всех форм.
Вот так и актёр - в функциональном пространстве, не занятом его личностью, он размещает действующее лицо.
Но всю энергетику персонажу передаёт - личность актёра.

Кстати, идея пустоты отлично функционирует - в основаниях математики и физики. Это одно из центральных понятий там - пустое множество.. Из него, кстати создаются структуры.
Интересны представления и о вакууме ф современной физике.

И просто невероятный ужас и отвращение вызывает у Розанова естественный следующий из сути метод - Игра.
То есть - Розанов не мог играть жизнь, играть личность, играть человека.
Точнее - наверняка мог, но это вызывало в нём невероятно глубокий внутренний протест.
Он и в философии своей пытался изгнать игру тотально.
Начав философскую карьеру как гегельянец, он оставил этот метод и перешёл фактически на тотальное созерцание потока фактов, образов, мыслей...

Как ни странно - это был метод... пустотности.
Но - неосознаваемой.
А в неосознаваемой розановской пустоте, как обычно, поселилась розановская смерть.
Поэтому пустота его так и ужасала.

Кстати, всё сказанное ужасает многих.

И ужасала исторически.
В Средневековье актёров запрещалось хоронить на территории христианского кладбища, только снаружи, за забором.

И в настоящее время в России (активизации архаики) розановский ужас стал актуальным.
Сами актёры (чтобы понравиться начальству) говорят, что, мол, они в театре и кино не играют, и даже не работают, а - служат!

Сущность службы - в беспрекословном выполнении приказов. Сверху приказ, снизу доклад о выполнении.
Но ость одна особенность.
Приказывать можно после постановки на довольствие.
Многим именно это и нравится. За подходящее довольствие они готовы выполнять любые приказы.
Заметим - если кого не поставили на довольствие, но он выполняет приказы, значит он дурак.
Даже рабов кормят. Но раб не служит, он просто вещь. Хотя, даже для вещи необходимо делать профилактические мероприятия.

В общем, в этом проблема советского и российского искусства.
Слишком много в них служат.
А надо - играть.
Вопреки ужасу Розанова, которого полезно читать.