Ответ на сообщение Политика и биология. (часть 2) пользователя Spirit
Взаимопонимание
Эффективное творческое сотрудничество возможно только при одном фундаментальном факторе - взаимопонимании.
Который, скажем так - полуформальный, или другими словами - диалектичен.
То есть - какими-то формами взаимодействующие обмениваются, но что такое понимание чётко определить невозможно.
В самом, так сказать, чистом виде это проявляется в таких видах деятельности как математика и музыка. В первом случае доминирует интеллектуальное понимание, во втором эмоциональное.
Дело в том, что в математике более-менее чётко однозначно понимаемы операции и сущности над которыми они производятся это арифметика натурального ряда целых чисел.
Ну, ещё элементарная геометрия.
В дальнейшем при усложнении создаваемых математических структур - ассоциативная связь между ними и реальностью - расплывается.
Их как-то поименовывают.
Но дело в том, что теперь в большинстве случаев имена слабо отражают суть математического объекта.
Вот есть математическая теория групп.
Но то, что названо группами, можно было бы назвать как-то по другому. Например - грядками.
Была бы - теория грядок.
Как выразился выдающийся математик и философ Бертран Рассел - математика это такая наук, где мы не знаем, о чём говорим.
Но самое интересное то, что математики не перестали понимать друг друга. Они понимают друг-друга математики исчерпывающе.
То есть один бы понял другого, а тот, в свою очередь, понял, что его поняли. А понявший понял бы, что тот, кого он понял, понял , что его поняли.
И т.д.
Более того - люди доказывают друг другу, причём очень строго, теоремы, чтобы продемонстрировать свою правоту.
И полученные результаты генерируют появление ещё более изощрённых результатов.
Причём в итоге всё может быть очень практичным и используемым в том числе и в народном хозяйстве.
В музыке можно перефразировать Рассела так - музыка это такое искусство, где мы не знаеи, о чём переживаем.
Тем не менее - переживание музыкального произведения исчерпывающе.
Музыканты отлично понимают, как и почему произведено такое впечатление. Чего хотел добиться композитор.
Многое зависит от интерпретации исполнителем.
Даже бывают смешные случаи, типа претензий - вы неправильно интерпретируете "Лунную сонату" Бетховена!
Хоть всё было сиграно с точностью до ноты.
Но вот - кое-кто так понял!
А что поняли, понимают все, кто способен понять.
Пишутся контрпроизведения, или расширяется тематика и стиль под влиянием понятого.
Чтобы понять, что такое понимание были предложены разные подходы.
Вот математику пытались всю свести к логике.
Или алгебраизировать как Бурбаки, мол основа это - алгебраическая структура.
Было интересно. Но математика - вывернулась из этих болевых и удушающих приёмов в партере.
Стало понятно - логика и алгебра это математика, но математика это не только логика и алгебра...
В музыке тоже происходят подобные процессы.
Придумываются методы композиции и исполнения.
Дошло до интерпретаций какофоний как музыки.
Но тут все поняли, что это что-то не то...
Такое впечатление, что понять понимание невозможно.
Но понятно, что без понимания невозможно что-то делать.
Кстати - любая социальная структура эффективна в том случае, если между участниками существует взаимопонимание. При этом даже можно быть несогласными до определённой степени.
И они понимают то, чего не понимают конкуренты и противники.
Так что - эффективная политическая стратегия это - взаимопонимание (между своими).
Эффективное творческое сотрудничество возможно только при одном фундаментальном факторе - взаимопонимании.
Который, скажем так - полуформальный, или другими словами - диалектичен.
То есть - какими-то формами взаимодействующие обмениваются, но что такое понимание чётко определить невозможно.
В самом, так сказать, чистом виде это проявляется в таких видах деятельности как математика и музыка. В первом случае доминирует интеллектуальное понимание, во втором эмоциональное.
Дело в том, что в математике более-менее чётко однозначно понимаемы операции и сущности над которыми они производятся это арифметика натурального ряда целых чисел.
Ну, ещё элементарная геометрия.
В дальнейшем при усложнении создаваемых математических структур - ассоциативная связь между ними и реальностью - расплывается.
Их как-то поименовывают.
Но дело в том, что теперь в большинстве случаев имена слабо отражают суть математического объекта.
Вот есть математическая теория групп.
Но то, что названо группами, можно было бы назвать как-то по другому. Например - грядками.
Была бы - теория грядок.
Как выразился выдающийся математик и философ Бертран Рассел - математика это такая наук, где мы не знаем, о чём говорим.
Но самое интересное то, что математики не перестали понимать друг друга. Они понимают друг-друга математики исчерпывающе.
То есть один бы понял другого, а тот, в свою очередь, понял, что его поняли. А понявший понял бы, что тот, кого он понял, понял , что его поняли.
И т.д.
Более того - люди доказывают друг другу, причём очень строго, теоремы, чтобы продемонстрировать свою правоту.
И полученные результаты генерируют появление ещё более изощрённых результатов.
Причём в итоге всё может быть очень практичным и используемым в том числе и в народном хозяйстве.
В музыке можно перефразировать Рассела так - музыка это такое искусство, где мы не знаеи, о чём переживаем.
Тем не менее - переживание музыкального произведения исчерпывающе.
Музыканты отлично понимают, как и почему произведено такое впечатление. Чего хотел добиться композитор.
Многое зависит от интерпретации исполнителем.
Даже бывают смешные случаи, типа претензий - вы неправильно интерпретируете "Лунную сонату" Бетховена!
Хоть всё было сиграно с точностью до ноты.
Но вот - кое-кто так понял!
А что поняли, понимают все, кто способен понять.
Пишутся контрпроизведения, или расширяется тематика и стиль под влиянием понятого.
Чтобы понять, что такое понимание были предложены разные подходы.
Вот математику пытались всю свести к логике.
Или алгебраизировать как Бурбаки, мол основа это - алгебраическая структура.
Было интересно. Но математика - вывернулась из этих болевых и удушающих приёмов в партере.
Стало понятно - логика и алгебра это математика, но математика это не только логика и алгебра...
В музыке тоже происходят подобные процессы.
Придумываются методы композиции и исполнения.
Дошло до интерпретаций какофоний как музыки.
Но тут все поняли, что это что-то не то...
Такое впечатление, что понять понимание невозможно.
Но понятно, что без понимания невозможно что-то делать.
Кстати - любая социальная структура эффективна в том случае, если между участниками существует взаимопонимание. При этом даже можно быть несогласными до определённой степени.
И они понимают то, чего не понимают конкуренты и противники.
Так что - эффективная политическая стратегия это - взаимопонимание (между своими).