Революционный художественный мотиватор.

Мотивация художественными формами революционных настроений меняется от эпохи к эпохе.

В Античность и Средневековье это были - герои. Героические эпосы.
Но уже во времена Сервантеса этот жанр стал восприниматься иронически.
Об этом и история дон Кихота Ламанческого.

Как ни странно может кому показаться, но следующим мотиватором для недостаточно адаптированным к политическим реалиям личностям стал не суровый реализм, а - романтизм.
Реализм критический это больше обращение к правящим классам. С целью - обратить внимание.
Средний класс и так был весьма осведомлён о реальности. Если что и интересовало его в нём, то только эксцессы - для смакования.
А низшие классам вообще реализм не интересовал - он в нём купался...

Зато активистов романтизм стимулировал по полной!
Байрон, Ницше, Вагнер...

Точку в романтизме как стимуляторе радикального поведения поставили две Мировые Войны.
Символическим гимном окончания эпохи стали "Гибель богов" Вагнера.
При всей псевдогероической и квазимистической оболочке, произведения Вагнера это самый неистовый романтизм.

Если кого романтизм и интересовал в дальнейшем, то только маргиналов.

Некоторое время революционная сущность блуждала в поисках жанра для самовыражения намерений.
Всё больше склоняясь к фантастике.

Ну вот "Степной волк" Гессе это уже ирония над романтизмом и направление к фантастике.
Ибо многое там основано на психоаналитической теории Юнга, которая ничто иное как - фантастика. И в этом аспекте становится понятна его ссора с Фрейдом.
Фрейдизм это отличный и даже традиционный романтизм, модернизированная Античность со всеми этими Эдипами.
Ну, не могли ужиться в одном логове романтик и фантаст.

Поворотный пункт от романтизма это Достоевский, начинавший как романтик.
Вот за эту романтику его чуть было и ни расстреляли - буквально.
Это и дальнейшая встреча с реалиями жизни на царской зоне привели к пересмотру экзистенциальной позиции гением.
В дальнейшем - романтики у него это бесы и самоубийца-шизофреник Кириллов.

А вот Лев Толстой - романтик. В творчестве и религии - почитайте его религиозные тексты. И неистовый реакционер в отношении к таким реалиям как собственность и прочие феодальные установки.

Фон творчества Чехова это ирония над романтизмом. В некотором смысле - он его буквально размазывает по поверхности, как каток асфальт.
У него была попытка применить фантастику - "Чёрный монах". Но он после этого шага как-то больше не решился войти в эту область творчества. А мог бы, ведь по образованию он врач. Но что-то его напугало.
Он возвращался к этим возможностям, например - в монологах персонажей пьес, но... что-то ему мешало...

Препятствие преодолел полностью политический фантаст Герберт Уэллс.

Можно даже сказать, что это профессиональный идеолог-фантаст.

В России пробивателем сущности был Иван Ефремов.
Автор каких-то немного инфернальных образов будущего.
Кстати, после смерти КГБ конфисковало все его архивы и коллекции и начало расследовать в направлении, что он был английским шпионом с детства. Буквально.
Он был участников в жизни 31 экспедиции, причём в 26 был начальником. То есть - человек предельно серьёзный. Экспедиция это - отрыв от цивилизации, при этом можно оказаться в смертельно опасных ситуациях и столкновениях с внешним контингентом, а ещё хуже - с внутренним, в экспедиции могут оказаться совершенно невероятные личности с негативным потенциалом...
Наверное - всё это стимулировало фантастический потенциал.

Стопроцентная качественная политическая фантастика это Стругацкие. Многие произведения - изымались из оборота. А тиражи уничтожались. Причём формально ничего антисоветского не было. Поэтому всё делалось втихую.

Фантастика хороша и тем, что автора трудно привлечь "за разжигание" и прочую неполиткорректность.
В случае чего - всё действие происходит в параллельном гиперпространстве, а ненависть воспитывается к злобным рептилоидам, функциональное сходство с земной реальностью чисто случайное!

Фантастика - более системна, чем героизм и романтизм.
Героизм обычно это сущность впечатляющая, но одноразовая. Часто с с удалением героя из действующих непосредственно лиц после совершения подвига.
Впрочем, героизм можно успешно выдумывать, но это хуже.

Романтизм, при отсутствии экстремальности в ситуации, может продолжаться год-два. Дальше начинается разочарование, стресс, депрессия и весь спектр последствий - от стремления, согласно поговорке, иметь синицу в руках, чем наблюдать журавля в небе, до пьянства и наркомании и уголовщины.
При наличии экстремальной ситуации - романтизм исчезает сразу, как только в сыром окопе просвистели пули над головой...
Но заманенный романтикой кадр бывает уже достаточно эффективно использован.
Но это - технология всё-таки сегодня - архаичная. Расцвет - 19 век.

В фантастика - довольно устойчивая мотивирующая сущность для сложных систем.
Вот можно сказать - дайте мне ситуацию, и я сделаю её фантастической.
Если профессионал.
А также хороший метод коммуникации, объяснения сути сложных процессов для неспециалистов.

Но вот про романтизм такого не скажешь - от романтики до желания выжить путь короткий.

Так что - фантастика это политическое оружие.
Лучше, конечно, научная фантастика.
Но и фэнтэзи со здоровой иронией тоже неплохо!