Индустрия, массы и культура

Массовая культура была всегда.
Но у неё тоже были и есть этапы развития.

Например - она испытывала на себе этнические влияния, часто связанные с доминированием базовой формы производства. Ну и климатом, разумеется.

И сначала была - общинной по организации.
То есть - всё производилось в общине и семье.

Потом - ремесленное влияние - вещи стали производить профессионалы , обеспечивавшие своё и семьи существования за счёт специализированного мастерства.

А затем эта сфера интересов начала испытывать на себе - индустриальные формы.
Сначала в материальном аспекте - обувь, одежда.

Лапти менялись на сапоги, тулупы на пальто и т.д..

С изобретением печатных станков началось структурирование и информационной массовой сфере. Это стало одним из видов престижного и доходного бизнеса.

Настоящей революцией, после книгопечатания, стали кино и воспроизводители звука, а также их комбинация.

Чтобы читать художественное произведение необходимо быть грамотным и прилагать усилия, даже если это детектив или дамский роман.
А кино и воспроизводители звука с "записей" - доступны для восприятия подавляющему большинству.

В этот период сильно увеличилась роль продюсеров и распространителей.

Гиперинформационная фаза расширила возможности именно человеку массы.
В индустриальную фазу конкурировать любителям с профессиональными продюсерами и фирмами было практически бессмысленно.

Как ни странно, кроме тоталитарного СССР.
Как оказалось - бюрократическому засилью в области массовой культуры успешно противостояли спекулянты и все, кому не лень. Качество снижалось, но самодеятельные формы распространения и создания в области массовой культуры оказались эффективнее государственных форм.

А с приходом гиперинформационных реалий массы могут проивостоять не только политическому, но и экономическому тоталитаризму.
Снова начинается - живое творчество масс.
Между прочим , ключевое слово - живое.

Но живое оно разное бывает.
Не только аромат роз, так сказать, но и другие запахи.
Не только грациозные лани, но и хищные медведи.
А там и падальщики, стервятники и черви...

Что уже оценили.

Но что делать - в живой природе нет ничего ненужного, в экосистемах всё имеет смысл.
Так что - гиперинформационное живое творчество будет представлять собой мета систему аналогов экосистем в природе - скажем так - экультсистем.

Поэтому - не удивляйтесь стервятникам от культуры. Это просто эволюционное массовое развитие критиков и пародистов.