Ответ на сообщение КОФЕЙНЯ (часть 6) пользователя Автоинформатор
Добро и Зло. Нравственный выбор
Для меня зло это бессмысленное мучение. А Зло с большой буквы - это сила, которая делает возможным бессмысленное мучение. Каждый, кто является источником бессмысленных мучений для кого-либо, служит силам Зла.
Благо - это сила, которая уменьшает количество бессмысленных мучений.
Познание - благо в той мере, в которой оно делает мучения осмысленными.
Но добро и зло также и нравственные категории. Например, А.И.Осипов исповедует мысль, что всё, что происходит с человеком, "даётся ему с целью помочь человеку осознать себя с точки зрения добра и зла".
Однако такая позиция мне не вполне нравится: нравственный выбор человек совершает когда есть альтернатива, когда есть собственно ситуация выбора. И, конечно, такую ситуацию не в коей мере нельзя назвать мучительной: это интенсивная внутренняя работа, и она даёт отдачу. Но какой смысл испытывать боль и мучения, если ситуация выбора не очевидна? Человек может банально упасть, сломать ногу и замёрзнуть где-нибудь в лесу. Какой здесь нравственный выбор? Он просто мучается и умирает. Не вижу здесь никакой духовоной работы. Банальное явленное зло.
Как же тогда противостоять злу?
Наверно, можно было бы в каждой каждой мучительной ситуации искать создавшее её нравственное противоречие, уходящее полюсами в понятия Добра и Зла. Когда это удаётся сделать, человек начинает видеть предмет выбора, он перестаёт воспринимать ситуацию как неприемлемую, он перестаёт пассивно сопротивляться этой боли и переключает своё внимание собственно на то, чтобы принять решение, а далее действовать сообразно нему. В этот момент зло - как бессмысленное мучение - исчезает. Остаётся концентрированное осознание себя и противника и отчётливое понимание что нужно делать.
Борьба со Злом, в этом случае, есть активная рабора рассудка, который, сублимируя боль, интегрирует внутренний опыт и старается проследить причинно-следственную цепочку от этой ситуации вверх до базовых понятий Добра и Зла.
Можно ли победить Зло таким образом? Наверно нет. Зло всё равно будет пытаться выдавить человека в зону бессмысленных мучений. Но можно вести с ним борьбу вот таким образом, не позволяя взять контроль над рассудком. И тогда Зла в жизни отдельного человека будет становиться меньше. Вместо этого будет больше войны.
Для меня зло это бессмысленное мучение. А Зло с большой буквы - это сила, которая делает возможным бессмысленное мучение. Каждый, кто является источником бессмысленных мучений для кого-либо, служит силам Зла.
Благо - это сила, которая уменьшает количество бессмысленных мучений.
Познание - благо в той мере, в которой оно делает мучения осмысленными.
Но добро и зло также и нравственные категории. Например, А.И.Осипов исповедует мысль, что всё, что происходит с человеком, "даётся ему с целью помочь человеку осознать себя с точки зрения добра и зла".
Однако такая позиция мне не вполне нравится: нравственный выбор человек совершает когда есть альтернатива, когда есть собственно ситуация выбора. И, конечно, такую ситуацию не в коей мере нельзя назвать мучительной: это интенсивная внутренняя работа, и она даёт отдачу. Но какой смысл испытывать боль и мучения, если ситуация выбора не очевидна? Человек может банально упасть, сломать ногу и замёрзнуть где-нибудь в лесу. Какой здесь нравственный выбор? Он просто мучается и умирает. Не вижу здесь никакой духовоной работы. Банальное явленное зло.
Как же тогда противостоять злу?
Наверно, можно было бы в каждой каждой мучительной ситуации искать создавшее её нравственное противоречие, уходящее полюсами в понятия Добра и Зла. Когда это удаётся сделать, человек начинает видеть предмет выбора, он перестаёт воспринимать ситуацию как неприемлемую, он перестаёт пассивно сопротивляться этой боли и переключает своё внимание собственно на то, чтобы принять решение, а далее действовать сообразно нему. В этот момент зло - как бессмысленное мучение - исчезает. Остаётся концентрированное осознание себя и противника и отчётливое понимание что нужно делать.
Борьба со Злом, в этом случае, есть активная рабора рассудка, который, сублимируя боль, интегрирует внутренний опыт и старается проследить причинно-следственную цепочку от этой ситуации вверх до базовых понятий Добра и Зла.
Можно ли победить Зло таким образом? Наверно нет. Зло всё равно будет пытаться выдавить человека в зону бессмысленных мучений. Но можно вести с ним борьбу вот таким образом, не позволяя взять контроль над рассудком. И тогда Зла в жизни отдельного человека будет становиться меньше. Вместо этого будет больше войны.