Одним из основных вопросов, является реальное отношение христианства и первоначальной христианской церкви к войне, службе в армии и милитаризму вообще. Он хорошо изучен и я проясню ряд моментов.
Конечно, основополагающим принципом для всех христиан является Нагорная проповедь и слова Христа:
В ответ на: Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Евангелие от Матфея, глава 5
Это совсем не образное выражение и оно не требует аллегорического понимания. Оно произнесено не для красного словца. Как же так получилось, что вся история христианства была в своих примечательных чертах историей войн, как наступательных, так и гражданских, внутренних конфликтов?
Блаженный Феодорит Кирский, богослов и учитель церкви (393-457 г, вынужден был признаться:
В ответ на: «Исторические факты учат, что для нас война приносит больше пользы, чем мир».
Не смотря на слова самого Христа, что "Царство Мое не от мира сего", войны велись под давлением, с участием и под командой церкви. После реформ Константина, его «новая религия», Христос, воспетый уже в ранних средневековых гимнах как борец, становится теперь вообще предводителем воинства, королем и победителем. Кто борется за него, за Иерусалим, его «наследную страну» и «святую страну», с тем рядом сражаются ангелы, святые, он вынесет любое бедствие, отчаяние, голод, нужду, смерть. Если он падет в сражении за правую веру с еретиками и язычниками, его ожидает награда, гарантированная священниками.
Сами папы появляются в конце концов в шлемах, латах и с мечом. Они имеют собственные армии, собственный морской флот, своих оружейных мастеров. Во времена Оттона государственная церковь была полностью милитаризована, ее военный потенциал был порой в два раза больше, чем у светских» владык. Во всех странах света кардиналы и епископы командовали целыми армиями, они гибли на полях сражения, становились во главе больших партий, являлись придворными духовниками и государственными мужами.
Не знаю, как насчет Царства Небесного, но в то время христианская церковь владела третью Европы.
Сам создатель этой религии, император Константин, похороненный в гробнице апостола и провозглашенный восточной церковью святым, не проигравший ни одного сражения, вел одну войну за другой. Не позднее лета или осени 306 г против бруктеров, сначала на римской, потом на их собственной территории. В 310 г снова против бруктеров, чьи деревни он сжег, чьих пленных он велел растерзать живыми. В 313 г против франков, племенные вожди поплатились жизнью. В 314 г против сарматов, которые укрощены уже при Галерий, теперь он становится «великим победителем сарматов» (Sarmaticus Maximus). В 315 г против готов (Gothicus Maximus). В 320 г сын Крисп побивает аллеманов, в 322 г он сам еще раз сарматов. Он захватывает богатую добычу и угоняет бесчисленных пленных на римскую землю как крепостных. В 323 г он побеждает готов, причем каждого, кто им помогал, он приказывает сжечь живьем. Кто уцелел, - снова отправляется в плен. Новый титул «Gothorum Victor Triumphator». В свое последнее десятилетие Константин часто сражается в дунайских странах, уже пытается выступать по отношению к ним как «миссионер», наносит германцам поражения. В 328 г. он подчиняет готов в Банате. В 329 г. Константин II уничтожает войско аллеманов почти полностью. В 332 г отец и сын побеждают при Марцианополисе готов еще раз, чьи мертвецы, жертвы также голода и мороза, насчитывались сотнями тысяч, среди них, вероятно, много также женщин и детей.
Даже в год своей смерти создатель христианской мировой империи, особенно подталкиваемый клиром Армении, интенсивно снаряжается против персов, которых он хочет победить в недвусмысленно крестовом походе, с множеством военных епископов, переносной культовой палаткой, литургическим реквизитом.
Принципиально это тоже не было новым, напротив, религия издавна связана с войнами Везде имелись боги войны и сражались по их приказанию, с их одобрения, но чему же учило античное христианство?
Ориген, крупнейший теолог раннехристианского времени, убежден, что христианин, понимающий Ветхий Завет буквально, должен «покраснеть» перед лицом столь многих «тоньше и разумнее действующих человеческих законов, хотя бы римских или афинских»! Воинственные части Библии Оригену кажутся объяснимыми лишь с точки зрения духовной войны. Иначе, полагает он, апостолы никогда бы не «передали зти книги евреев ученикам Христа для чтения в церквах»:
В ответ на: «Мы пришли, послушные призыву Христа преломить копья и перековать мечи на орала. Мы никогда больше не обнажим меч против какого-либо народа и учим больше не воевать.»
В настоящее время, со стороны радикальных кругов в церкви раздаются голоса, что пацифизм и гумманизм это ересь. Далее я покажу как на самом деле учили первоначальные христиане. Что синоптический Иисус выступает не как боец, а как пацифист, что он свободен от шовинизма, от властных амбиций. Он никогда не разрешает внедрять «Благую Весть» огнем и мечом. Напротив, он отвергает всякое насилие, предлагает отказ от противодействия, героизм терпения, а не самоутверждения и воздавать за зло добром.

«Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27)