> Нет никакого симбиоза гаданий и православия
Естественно, это значит признать, что кроме Бога существуют еще какие-то языческие силы от которых зависит существование человека :-) Но куда же от них деться, если они подсознательно вроде бы существуют? Природа все равно берет свое: зима сменяется летом; скот, птица должны пережить зиму; будущий урожай должен быть хорошим; девки хотят замуж; чтоб минули все болезни и напасти… Кто подскажет, безгласый и бестелесный Бог, или какая-нибудь примета, которую нужно просто узреть. Самое лучшее время для этого, это святки – зима поворачивает на лето, новая жисть, новые надежды… ну как это не отметить :-)
Никакие указы не смогут остановить этого ощущения обновления природы и надежд на будущее:
«…и въ черныхъ и въ ямскихъ слободахъ по улицамъ и по переулкамъ, въ навечери Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень, а въ навечери Богоявления Господня кликали плугу; да въ Москве жъ чинится бесчинство: многие люди поют бесовские, сквернословные песни… топят бани и платья моют… и жены и девицы бранятъ позорными словесы…. Собираются на игрища сборища бесовския, да пьяныя же ходятъ на Москве попы и иноки, и всяких чиновъ православныхъ христианъ и бесчинною бранью бранятся, и дерутся, и бьются, кричатъ и вопят, и без памяти упиваются;….»
Ну и последующий указ царя Алексея Михайловича (1649г) о запрещении этого буйства и наказании виновных, «и впредь такого неистовства не было»
Прямой связи нечистой силы с гаданием, я как-то не усмотрел. Наоборот, это просто совпадение – гадание на будущее и отворот всей напасти от человека на будущий год. В некоторых местах считалось что всякая лихоманка вылазит из мест своего постоянного проживания из-за морозов, поближе к теплому человеческому жилью и именно в святки ее лучше всего изводить. Добавить сюда приуроченный шабаш ведьм и отворот от дома, и прочее, и прочее…