Япония. Загадочный и непостижимый архипелаг со странностями. Сётю и сашими, кокку и юка, Уено Коен и Цукидзи, сэппуку и вакидзаси, катана и нагината, Аум Синрёкё и синто. Колоритно. И шизотерично до невозможности. Некий иной уровень восприятия. Не лучше и не хуже нашего, обыденно-евроазиатского, он просто другой. С этой точки зрения больше интересует не столько отражение самой империи Ямато глазами её подданых, сколько взгляды наружу, на нас.

3. Унесенные призраками (千と千尋の神隠し) 2001 Хаяо Миядзаки.

Потрясающе красивая мультипликация с невероятной образностью и реалистичностью нарисованного мира, который, как кажется, передает не только цвета и движение деталей, но даже запахи и осязания того мира, в котором происходит действо сюжета. Больше похоже на красочное сновидение, чем на мультфильм в обычном понимании этого слова.

Здесь интересна суть синто - этой формы возвышенного анимизма: наделение духовной сущностью всех вещей окружающего мира. По сюжету фильма все духи вещей собираются в одном месте и в одно время и материализуются в замысловатых проекциях на сознание. Забавно, что 10 летний ребенок очень умело справляется с этим шабашем. А взрослый - нет. И это - самое интересное.

2. Затоичи ( 座頭市) 2003. Такеши Китано

Полный абсурд перевоплощения. Такеши Китано пытается взглянуть на Японию глазами европейца, отображая безумие тех обыденных для японца вещей, которые относятся к так называемому "японскому колориту", как мы его понимаем. Есть всё - гейши и самураи, бессмысленность и беспощадность якудзы, непостижимость кэндо и она, загадка японской души с закрытыми глазами.

Улыбайтесь, господа!

1. Дерсу Узала (Дерсу Узала) 1975 Акира Куросава

Образное восприятие. Это то, чем, в основном, отличается мироощущение среднего европейца от среднего японца. Они не заморачиваются переводом свойств объектов в понятийные плоскости. Ветер дует. Вода - течет, Дерево - это дерево. Просто потому что. Нипочему. И отраженное на покрытом серебром 35 мм целлулоиде это все отображается в странном виде. Тот же лес. тот же воздух и та же вода. Только, чёрт возьми, как я раньше всего этого не замечал?

Это один момент. И второй - все тот же синтоизм. Незамысловатый анимизм Дерсу и синто самого Куросавы сплетаются и живут одним целым. И, наверное, ни один из наших не смог бы показать эту простую и незамысловатую суть бытия несложного, по нашим меркам, но важного человека, который появляется ровно там и ровно с теми, кому он нужен на самом деле.

Синий экран смерти