Ответ на сообщение нескуЧАЙные встречи (от балета до концерта через театр в кинозал) пользователя Absolut
Мы круче итальяшек и даже без кастратов)))
"Самые нѣжные (въ хорѣ нѣть ни одной дѣвушки, ни одного кастрата), звучные ж вмѣстѣ съ тѣмъ самые сильные голоса: — казалось, что пульты, предъ которыми стояли басы, дрожали."©
.
60. Нѣкоторой характеристическія черты Петербурга: различная раса; фейерверкъ; охотничья музыка; церковная музыка; открытый балъ; баня; ледяныя горы; . зима; Александро-Невскій монастырь (Шлецер,Август Людвиг (Schlözer,August Ludwig))
.
V. Въ одинъ высоко торжественный праздникъ я присутствовалъ при богослуженіи въ императорской придворной капеллѣ, гдѣ слышалъ знаменитую русскую церковную музыку, какъ извѣстно, только вокальную, безъ всякаго инструментальнаго аккомпанимента, даже безъ органа.
"Самые нѣжные (въ хорѣ нѣть ни одной дѣвушки, ни одного кастрата), звучные ж вмѣстѣ съ тѣмъ самые сильные голоса: — казалось, что пульты, предъ которыми стояли басы, дрожали."©
.
60. Нѣкоторой характеристическія черты Петербурга: различная раса; фейерверкъ; охотничья музыка; церковная музыка; открытый балъ; баня; ледяныя горы; . зима; Александро-Невскій монастырь (Шлецер,Август Людвиг (Schlözer,August Ludwig))
.
V. Въ одинъ высоко торжественный праздникъ я присутствовалъ при богослуженіи въ императорской придворной капеллѣ, гдѣ слышалъ знаменитую русскую церковную музыку, какъ извѣстно, только вокальную, безъ всякаго инструментальнаго аккомпанимента, даже безъ органа.
Показать скрытый текст
У меня было столько музыкальнаго чувства и знанія музыки, что я могъ не мало удивляться.
Вообразите себѣ постоянный, состоящій на жалованіи хоръ, въ которомъ 12 басовъ, 13 теноровъ, столько же альтовъ и 15 дискантовъ, слѣдовательно, болѣе 50 пѣвцовъ, и столько же малолѣтнихъ воспитанниковъ и постоянно подрастающихъ учениковъ, безпрерывно упражняющихся въ пѣніи подъ руководствомъ директора (въ чинѣ полковника) и инспектора (оба они прежде сами были придворными пѣвчими).
При ежедневномъ богослуженіи въ придворной капеллѣ поютъ только нѣкоторые простымъ обыкновеннымъ напѣвомъ; въ воскресные дни, когда присутствуетъ императрица, они поютъ концертную обѣдню; но въ большіе праздники они въ полномъ составѣ выполняютъ особенные, нарочно сочняенные Галуппи (Галуппи (род. 1703, ум. 1785) италіанскій композиторъ, прославившійся прешіущественво комическими операми, быль вызванъ императрицею Екатериною II въ 1766 г. для театра. Во время своего пребыванія въ Петербургѣ онъ сочинимъ шесть духовно-музыкальныхъ пьесъ (три концерта и три мелкія пьесы), которыя, по отзыву знатоковъ, хотя и составлены по всѣмъ правиламъ музыкальной гармоніи, но по характеру своему не удовлетворяютъ требованіямъ церковной музыки.) и украинцами (музыкальнымъ народомъ въ Россіи, какъ чехи въ Германія) псалмы, хвалебныя пѣсни и другіе тексты, въ полныхъ церковныхъ концертахъ, въ которыхъ пылъ италіанской мелодіи соединяется съ мягкостію греческой.
Такой церковный концертъ, исполненный такъ хорошо выученнымъ ж такимъ многочисленнымъ хоромъ, выше всякаго описанія.
Самые нѣжные (въ хорѣ нѣть ни одной дѣвушки, ни одного кастрата), звучные ж вмѣстѣ съ тѣмъ самые сильные голоса: — казалось, что пульты, предъ которыми стояли басы, дрожали.
Мое удивленіе здѣсь ничего не значить; но какъ многіе иностранные посланники, слышавшіе музыку въ Италіи, Франціи, Англіи, такъ же были поражены; а Галуппи, услышавъ въ первый разъ этотъ полный русскій церковный концертъ, воскликнулъ: un si magnifico соrо mai non hо sentito in Italia! (тальян. «Такого великолепного хора я никогда не слышал даже в Италии!»)
(Бальдассаре Галуппи (Baldassare Galuppi, 1706–1785) — выдающийся итальянский композитор, представитель Венецианской школы. В 1765 году он был приглашён в Россию Екатериной II и служил при дворе в качестве композитора и капельмейстера.)
Музыкальный міръ долго восхищался единственнымъ въ своемъ родѣ Miserere Аллегри (57-мъ псалмомъ), который въ страстную недѣлю поется въ папской секстинской капеллѣ въ Римѣ, такъ же безъ всякого аккомпаннмента и только въ четыре голоса.
(одно из самых знаменитых произведений сакральной музыки — Miserere mei, Deus Грегорио Аллегри (Gregorio Allegri, 1582–1652), написанное на текст 57-го псалма (в западной традиции — псалом 51: Miserere mei, Deus — «Помилуй меня, Боже»).
Это произведение было:
•написано для Сикстинской капеллы в Риме;
•исполнялось исключительно во время Страстной недели, особенно в Великий четверг;
•запрещено к копированию — партитура хранилась в секрете, считалась духовным сокровищем Ватикана.
Интересный факт:
В 1770 году 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт, услышав Miserere в исполнении в Сикстинской капелле, запомнил всё произведение с одного прослушивания и затем записал его по памяти. Это считается одним из выдающихся проявлений музыкального гения. Именно с этого момента произведение стало распространяться за пределами Ватикана.
Особенности Miserere Аллегри:
•написано для двух хоров: один из пяти голосов, другой — из четырёх;
•содержит впечатляющие вокальные украшения и высокие ноты (в том числе до высокого C у дисканта), что производило особенно сильное эмоциональное впечатление;
•пример стиля "stile antico" — строгая полифония в духе позднего Возрождения.)
Но тутъ пѣвчихъ всего 32, по восьми для каждаго голоса, и три верхніе голоса визжатъ только кастраты (можетъ ли мыслящій человѣкъ, еще болѣе чувствительная женщина слушать съ удовольствіемъ самую нѣжную арію, если её поютъ кастраты?)·
Но вотъ въ чемъ состоитъ главнѣйшее различіе: русскій концертъ занимаетъ только слухъ; римскій, напротивъ, потрясаетъ въ тоже время нервы другаго чувства, зрѣнія, и ослѣпляетъ преимущественно оптическимъ обманомъ.
Miserere начинается въ семь часовъ вечера; вся капелла обвѣшана чернымъ; папа и кардиналы на колѣнахъ; у входа горятъ факелы, въ капеллѣ свѣчи.
Во время двухъ послѣднихъ хоровъ, когда тактъ становится медленное, постепенно гасятъ факелы и свѣчи, и сами пѣвцы, подобно свѣчамъ, исчезаютъ одинъ за другимъ.
Какое поражающее дѣйствіе должно все это производить на присутсвующихъ, слушателей и зрителей! —
Crescendo и pianissimo этого Miserere всякій назоветъ неподражаемыми; но развѣ русскій церковный хоръ не могъ бы подражать ему или даже превзойти его? —
Весною 1782 г. мнѣ нужно было бы остаться въ Римѣ четыре недѣли, еслибы я захотѣлъ видѣть и слышать чудеса Miserere.
Кардиналъ Hyzаn былъ такъ добръ, что обѣщалъ мнѣ и всему моему дорожному обществу доставить самыя лучшія мѣста, и не могъ понять, что я для одного этого не прождалъ еще мѣсяцъ.
Я не могъ, и меня это не очень печалило: моя русская гордость не дозволяла мнѣ ожидать, что я здѣсь услышу то, чѣмъ уже насладился въ Петербургѣ; а добавки для зрѣнія вознаградилъ воображеніемъ.
Скрыть текстВообразите себѣ постоянный, состоящій на жалованіи хоръ, въ которомъ 12 басовъ, 13 теноровъ, столько же альтовъ и 15 дискантовъ, слѣдовательно, болѣе 50 пѣвцовъ, и столько же малолѣтнихъ воспитанниковъ и постоянно подрастающихъ учениковъ, безпрерывно упражняющихся въ пѣніи подъ руководствомъ директора (въ чинѣ полковника) и инспектора (оба они прежде сами были придворными пѣвчими).
При ежедневномъ богослуженіи въ придворной капеллѣ поютъ только нѣкоторые простымъ обыкновеннымъ напѣвомъ; въ воскресные дни, когда присутствуетъ императрица, они поютъ концертную обѣдню; но въ большіе праздники они въ полномъ составѣ выполняютъ особенные, нарочно сочняенные Галуппи (Галуппи (род. 1703, ум. 1785) италіанскій композиторъ, прославившійся прешіущественво комическими операми, быль вызванъ императрицею Екатериною II въ 1766 г. для театра. Во время своего пребыванія въ Петербургѣ онъ сочинимъ шесть духовно-музыкальныхъ пьесъ (три концерта и три мелкія пьесы), которыя, по отзыву знатоковъ, хотя и составлены по всѣмъ правиламъ музыкальной гармоніи, но по характеру своему не удовлетворяютъ требованіямъ церковной музыки.) и украинцами (музыкальнымъ народомъ въ Россіи, какъ чехи въ Германія) псалмы, хвалебныя пѣсни и другіе тексты, въ полныхъ церковныхъ концертахъ, въ которыхъ пылъ италіанской мелодіи соединяется съ мягкостію греческой.
Такой церковный концертъ, исполненный такъ хорошо выученнымъ ж такимъ многочисленнымъ хоромъ, выше всякаго описанія.
Самые нѣжные (въ хорѣ нѣть ни одной дѣвушки, ни одного кастрата), звучные ж вмѣстѣ съ тѣмъ самые сильные голоса: — казалось, что пульты, предъ которыми стояли басы, дрожали.
Мое удивленіе здѣсь ничего не значить; но какъ многіе иностранные посланники, слышавшіе музыку въ Италіи, Франціи, Англіи, такъ же были поражены; а Галуппи, услышавъ въ первый разъ этотъ полный русскій церковный концертъ, воскликнулъ: un si magnifico соrо mai non hо sentito in Italia! (тальян. «Такого великолепного хора я никогда не слышал даже в Италии!»)
(Бальдассаре Галуппи (Baldassare Galuppi, 1706–1785) — выдающийся итальянский композитор, представитель Венецианской школы. В 1765 году он был приглашён в Россию Екатериной II и служил при дворе в качестве композитора и капельмейстера.)
Музыкальный міръ долго восхищался единственнымъ въ своемъ родѣ Miserere Аллегри (57-мъ псалмомъ), который въ страстную недѣлю поется въ папской секстинской капеллѣ въ Римѣ, такъ же безъ всякого аккомпаннмента и только въ четыре голоса.
(одно из самых знаменитых произведений сакральной музыки — Miserere mei, Deus Грегорио Аллегри (Gregorio Allegri, 1582–1652), написанное на текст 57-го псалма (в западной традиции — псалом 51: Miserere mei, Deus — «Помилуй меня, Боже»).
Это произведение было:
•написано для Сикстинской капеллы в Риме;
•исполнялось исключительно во время Страстной недели, особенно в Великий четверг;
•запрещено к копированию — партитура хранилась в секрете, считалась духовным сокровищем Ватикана.
Интересный факт:
В 1770 году 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт, услышав Miserere в исполнении в Сикстинской капелле, запомнил всё произведение с одного прослушивания и затем записал его по памяти. Это считается одним из выдающихся проявлений музыкального гения. Именно с этого момента произведение стало распространяться за пределами Ватикана.
Особенности Miserere Аллегри:
•написано для двух хоров: один из пяти голосов, другой — из четырёх;
•содержит впечатляющие вокальные украшения и высокие ноты (в том числе до высокого C у дисканта), что производило особенно сильное эмоциональное впечатление;
•пример стиля "stile antico" — строгая полифония в духе позднего Возрождения.)
Но тутъ пѣвчихъ всего 32, по восьми для каждаго голоса, и три верхніе голоса визжатъ только кастраты (можетъ ли мыслящій человѣкъ, еще болѣе чувствительная женщина слушать съ удовольствіемъ самую нѣжную арію, если её поютъ кастраты?)·
Но вотъ въ чемъ состоитъ главнѣйшее различіе: русскій концертъ занимаетъ только слухъ; римскій, напротивъ, потрясаетъ въ тоже время нервы другаго чувства, зрѣнія, и ослѣпляетъ преимущественно оптическимъ обманомъ.
Miserere начинается въ семь часовъ вечера; вся капелла обвѣшана чернымъ; папа и кардиналы на колѣнахъ; у входа горятъ факелы, въ капеллѣ свѣчи.
Во время двухъ послѣднихъ хоровъ, когда тактъ становится медленное, постепенно гасятъ факелы и свѣчи, и сами пѣвцы, подобно свѣчамъ, исчезаютъ одинъ за другимъ.
Какое поражающее дѣйствіе должно все это производить на присутсвующихъ, слушателей и зрителей! —
Crescendo и pianissimo этого Miserere всякій назоветъ неподражаемыми; но развѣ русскій церковный хоръ не могъ бы подражать ему или даже превзойти его? —
Весною 1782 г. мнѣ нужно было бы остаться въ Римѣ четыре недѣли, еслибы я захотѣлъ видѣть и слышать чудеса Miserere.
Кардиналъ Hyzаn былъ такъ добръ, что обѣщалъ мнѣ и всему моему дорожному обществу доставить самыя лучшія мѣста, и не могъ понять, что я для одного этого не прождалъ еще мѣсяцъ.
Я не могъ, и меня это не очень печалило: моя русская гордость не дозволяла мнѣ ожидать, что я здѣсь услышу то, чѣмъ уже насладился въ Петербургѣ; а добавки для зрѣнія вознаградилъ воображеніемъ.