Ответ на сообщение Читаете? пользователя ShockingRuby
Максим МЕЙЕР ДРУГОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
1921—1991: 70-ЛЕТИЕ НА ЧАЛА ВЕЛИКОГО ГОЛОДА
1921—1991: 70-ЛЕТИЕ НА ЧАЛА ВЕЛИКОГО ГОЛОДА
Показать скрытый текст
ДРУГОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
1921—1991: 70-ЛЕТИЕ НА ЧАЛА ВЕЛИКОГО ГОЛОДА
.
Максим МЕЙЕР
.
Осенью и зимой 1990 года, оттеснив все другие проблемы, на первое место в Советском Союзе выдвинулась продовольственная. Целенаправленное и невольное муссирование этой темы в средствах массовой информации, панические сводки с полей. кошмарные слухи и пересуды, в которых все чаше мелькает знакомое слово «голод», подталкивают к поиску исторических аналогий.
Обращение к сравнительно недавнему прошлому характерно не только для официальных лиц и журналистов, но и для самих людей, видевших на своем веку голодные 1946, 1933, 1921—22 годы.
Особенностью современного кризиса, и это сближает его с 1921 годом, является широкая иностранная помощь, которой не было, да и не могло быть в 1933 и 1946 годах.
Этот фактор оказывает значительное влияние на все аспекты ситуации. Иностранная помощь не только открывает путь для быстрого решения * продовольственной проблемы, но и делает ее более сложной. Советская экономическая структура не готова к тому* чтобы принимать помощь. Не хватает машин, поездов, бензина, людей.
Но главное, она не готова к распределению того, что будет поступать. Основная масса продовольственной помощи, по вполне понятным законам постсоциалистической экономики, не дойдет до тех, кому была адресована, как это уже случилось в декабре 1988 года в Армении. Перед дарителями и советской стороной встает в этой ситуации проблема — не только кого кормить, но и как накормить.
В истории Советской России был всего один пример решения этой проблемы — деятельность организации АРА на территории РСФСР в 1921— 1923 годах.
Однако прежде чем обратиться к нему в попытках копировать, необходимо сравнить условия и размеры голода 1921—22 годов и продовольственных нехваток 1990 года, а также объем и характер предоставлявшейся тогда и необходимой сейчас помощи.
.
МАСШТАБЫ ГОЛОДА
.
Пик голода приходился, по данным статистики, на зиму 1922 — лето 1923 года. В это время число голодавших составляло соответственно 15 и 23 миллиона человек. В 1923 году среди них было 12.895 тысяч взрослых и 11 миллионов детей. Особенно пострадали Калмыцкая, Татарская республики, Чувашская, Марийская области, Челябинская губерния — в них голодало до 90 процентов населения. В Астраханской, Самарской, Царицынской, Вятской, Вотской областях, Республике немцев Поволжья, Башкирии, Киргизии и Запорожской области — от 70 до 90 процентов. В Саратовской, Уфимской и Крымской областях от 5 до 70 процентов.
Голоду сопутствовали эпидемии, коснувшиеся 1,5 миллионов человек, не считая беженцев. В момент наибольшей вспышки тифа и холеры в марте 1922 года одновременно болело 160 тысяч человек. Смертность от голода и болезней достигла 10,4 процентов. Убыль населения в голодных районах, отчасти умершего, отчасти бежавшего, за три года (1920—1923) составила 4,3 миллиона человек.
Согласно решению ВЦИК, борьбу с голодом на территории страны возглавил образованный 18 июля 1921 года Центральный Комитет помощи голодающим (ЦК Помгол). Комитет был наделен чрезвычайными полномочиями в области снабжения и распределения продовольствия. С осени 1921 года помощь голодающим наряду с Помголом возглавила АРА.
.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОЛУЧЕНИЯ ПОМОЩИ
.
Весной и летом 1921 года многочисленные зарубежные фонды, благотворительные организации и частные лица начали пытаться оказывать помощь голодающим. Но страна, только что окончившая войну, не решалась принять дары из рук недавних врагов.
Тем временем, в условиях надвигающегося
голода и растерянности Советского правительства, произошла активизация общественных и научных организаций, деятельность которых по идеологическим мотивам была свернута в период гражданской войны. В июне 1921 года проходивший в Москве Всероссийский съезд по опытному сельскохозяйственному делу постановил направить делегацию в Кремль с требованием обеспечить участие ученых в составлении планов борьбы с голодом. Посредником между интеллигенцией и большевистским правительством выступил М. Горький. Ленин принял предложение интеллигенции и 21 июля был опубликован Декрет о создании Всероссийского комитета помощи голодающим под председательством В. Г. Короленко. Пленум ЦК предоставил ВКПГ право приобретения продовольствия за рубежом, денежные сборы среди населения и распределения средств среди голодающих. Начался активный процесс создания филиалов ВКПГ за границей среди эмиграции. В США, например, в состав такого филиала вошли С. В. Рахманинов. Н. К. Рерих, профессор Корф.
Деятельность комитета, претендовавшего на значительное политическое влияние и ставшего в какой-то мере оплотом оппозиции, явно принимала невыгодное властям направление. Инициатива борьбы с голодом переходила в руки общественности.
Одновременно активизировалась позиция церкви. В июле патриарх Тихон обратился к патриархам Кентерберийскому и Нью-Йоркскому с просьбой о помощи. Священнослужители-эмигранты агитировали за направление продовольственной помощи и пожертвований непосредственно на имя Тихона, доверяя только ему их распределение.
В конце июля в центрах белой эмиграции также началась разработка плана создания Комитета помощи голодающим России.
Под давлением обстоятельств, боясь выпустить из рук инициативу помощи голодающим, а стало быть и власть на территории 18 губернии, правительство РСФСР начало зондаж позиции американцев по вопросу организации продовольственной помощи. Условием ее получения с советской стороны было признание американцами единственной возможности распределения продовольствия через органы Советской власти. На вопрос М. Горького 26 июля был получен ответ и предложения руководителя АРА Г. Гувера. За этим последовала Нота правительства РСФСР правительствам всех стран с уведомлением о том. что «Российское правительство не будет чинить трудностей и препятствий желаниям иностранных организаций и частных лиц оказать любую помощь России».
.
16 августа Женевская конференция Лиги Наций приняла решение об оказании помощи России и избрала Верховными комиссарами (по координации помощи) известного полярного исследователя и общественного деятеля Ф. Нансена и министра торговли США, руководителя АРА Г. Гувера.
.
18 августа между Гувером и советской делегацией, возглавляемой заместителем наркома иностранных дел РСФСР М. Литвиновым начались переговоры в Риге. 20 августа они завершились подписанием Соглашения, определяющего принципы функционирования представителей АРА на территории РСФСР.
.
27 августа* заручившись поддержкой американцев, ВЦИК распустил ненужный ему более Всероссийский комитет помощи голодающим. Местные комиссии • Комитета, однако, продолжали действовать, сотрудничая как с Пом- голом, так и с. уполномоченными АРА. Несмотря на Рижское соглашение, $ 6 обеспечивающее паритет для советских и американских служащих в наборе кадров местных организаций, между ними постоянно возникали трения. Советские представители обвиняли американскую администрацию в пристрастном отношении к набираемым кадрам. Советских чиновников раздражало, что американцы в основном берут на работу интеллигентов. бывших служащих царских учреждений и сотрудников распущенных большевиками общественных организаций. Соответственно возникали обвинения американцев в контрреволюционной деятельности. Несмотря на многочисленные Декреты ВЦИК и личные распоряжения Ленина, деятельность АРА на местах часто блокировалась советскими чиновниками. Нежелание помогать и настороженное отношение к американцам было характерно для всего периода деятельности АРА на территории РСФСР. Еще во время проведения предварительных переговоров с американской стороной 11 августа Ленин писал в записке Политбюро: «Условия поставить архистрогие. За малейшее вмешательство во внутренние дела — высылка и арест».
Деятельность АРА в России закончилась в 1923 году, когда угроза голода стала постепенно сходить на нет.
.
ФОРМЫ помощи
.
Основной формой помощи АРА голодающим, в первоначальном варианте — детям, было открытие столовых. Столовые, согласно Рижскому соглашению, принадлежали АРА и питание происходило только в них и только продуктами, завезенными АРА. Отпуск продуктов на дом был запрещен.
Организацию столовых и зачисление на довольствие голодающих детей производила особая комиссия, состоящая из сотрудников АРА и представителей Советской власти на местах. Первоначально, всеми организационными вопросами занимались созданные осенью 1921 года советско- американские комитеты помощи детям. Для зачисления ребенка в столовую необходимо было решение медицинской комиссии.
Состав рациона, который получали голодающие дети во всех районах, где действовали столовые АРА был почти одинаков и может быть представлен следующим меню (в граммах):
.
см табл.
.
Четверг как в понедельник, пятница как во вторник, воскресенье как в среду.
Калорийность меню — 770 калорий в сутки, что не могло быть достаточным. Однако подобные условия кормления оговаривались Соглашением: паек, получаемый в столовых АРА, мог быть только дополнительным.
.
РАЗМЕРЫ ПОМОЩИ
.
Договор Советского правительства с АРА предусматривал создание американцами системы помощи только голодающим детям. Первоначально АРА обязалась безвозмездно накормить 1 миллион детей. Однако уже к зиме 1921 года стало очевидно, что эта цифра не соответствует реальным масштабам голода. К тому времени голодало уже около 10 миллионов человек, из них половина — детей. АРА пересмотрела свои обязательства. В 1922 году на довольствии АРА состояло 3.9 миллиона детей и 5.5 миллиона взрослых, то есть 9,4 миллиона человек. Для взрослых, кормление которых АРА начала с зимы 1922 года, паек достигал 1236 калорий в сутки и выдавался на руки в сухом виде. В порядке непродовольственной помощи АРА поставила в РСФСР 230.4 тысячи пар обуви, 79.3 пар белья, 327,8 тысячи пар чулок, 80.2 тысячи платьев, 53 тысячи пальто.
В ходе борьбы с эпидемиями АРА создала 1724 больницы и 815 амбулаторий.
С 1921 по 1923 год в той или иной форме помощь АРА получили около 20 миллионов человек, продовольственную — около 10 млн.
.
ВЫВОДЫ
.
Не нужно быть историком или экономистом, чтобы заметить несводимость ситуации 1921 и 1990 годов.
В первую очередь это объясняется не столько размерами, сколько различными причинами голода начала 20-х и продовольственных нехваток начала 90-х годов.
.
Голод 1920—1923 годов был вызван, в первую очередь, резким сокращением рабочей силы на реле за счет миллионов мужчин, убитых на войне с 1914 по 1920 годы, эмигрировавших, сражавшихся в 5-ти миллионной Красной Армии и исчисляемых тысячами в партизанских
отрядах. Именно нехватка рабочих рук вызвала резкое падение урожайности и площади посевов. А это, в свою очередь, повлекло за собой голод. усиленный двухлетней засухой,
продовольственными реквизициями и полным развалом транспорта.
Продовольственные нехватки 1990 года имеют совершенно другой механизм. Они нарастают в условиях сохранения стабильных посевных площадей и даже немного повышающейся урожайности. Железные дороги еще не разрушены, в наличии даже бензин. Конечно, и голода похожего на 1921 год тоже нет. Продовольственные карточки так или иначе отовариваются. Отсутствие продовольствия как такового не ощущается. Продукты, отсутствующие в магазинах, почти всегда можно приобрести на рынке, в коммерческом или кооперативном магазине. Это определяет принципиальное отличие от 1921 года.
Тогда вопрос был в наличии продовольствия как такового, сейчас разговор идет в основном о ценах. Голод 1991 года не грозит всем. Он касается только тех, кто не может покупать продукты на рынке, по коммерческим ценам или обедать в ресторанах. Ощущение паники создает не столько исчезновение товаров, сколько рост
цен, делающих значительное количество продуктов недоступными для более чем одной четверти населения. Основной причиной продовольственных нехваток 1990 года является латентная забастовка в народном хозяйстве и введение «дефакто» рыночных отношений и рыночных цен., ^ Определенные аналогии с 1921 годом возможны лишь в вопросе о международной помощи. Сейчас, как и тогда, правительство использует советские и зарубежные средства массовой информации для получения наибольшего количества помощи, при этом желая сохранить свою монополию на ее распределение. Однако Запад, наученный горьким примером исчезновения в недрах советской системы помощи Армении, уже не так наивен.
Использовать государственную торговлю СССР для распределения продовольствия — это же все равно, что передать его на Рижский рынок.
Эта ситуация все еще не получила своего решения, но не исключено, что опыт организации продовольственной помощи АРА на территории РСФСР в начале 20-х годов может стать достаточно актуален. И вполне вероятно, что в очередях за продуктовым пайком в «перестроечной» Москве 1991 года мы встретим стариков и старух, в 1921 году выживших благодаря восьмиста калориям в день от АРА — ранней, и давно забытой формы западной солидарности ,с неудачливыми экспериментаторами Востока
Век ХХ и мир_Бюллетень Советского Комитета Защиты Мира_ежемесячно_1991_№2.pdf
Скрыть текст1921—1991: 70-ЛЕТИЕ НА ЧАЛА ВЕЛИКОГО ГОЛОДА
.
Максим МЕЙЕР
.
Осенью и зимой 1990 года, оттеснив все другие проблемы, на первое место в Советском Союзе выдвинулась продовольственная. Целенаправленное и невольное муссирование этой темы в средствах массовой информации, панические сводки с полей. кошмарные слухи и пересуды, в которых все чаше мелькает знакомое слово «голод», подталкивают к поиску исторических аналогий.
Обращение к сравнительно недавнему прошлому характерно не только для официальных лиц и журналистов, но и для самих людей, видевших на своем веку голодные 1946, 1933, 1921—22 годы.
Особенностью современного кризиса, и это сближает его с 1921 годом, является широкая иностранная помощь, которой не было, да и не могло быть в 1933 и 1946 годах.
Этот фактор оказывает значительное влияние на все аспекты ситуации. Иностранная помощь не только открывает путь для быстрого решения * продовольственной проблемы, но и делает ее более сложной. Советская экономическая структура не готова к тому* чтобы принимать помощь. Не хватает машин, поездов, бензина, людей.
Но главное, она не готова к распределению того, что будет поступать. Основная масса продовольственной помощи, по вполне понятным законам постсоциалистической экономики, не дойдет до тех, кому была адресована, как это уже случилось в декабре 1988 года в Армении. Перед дарителями и советской стороной встает в этой ситуации проблема — не только кого кормить, но и как накормить.
В истории Советской России был всего один пример решения этой проблемы — деятельность организации АРА на территории РСФСР в 1921— 1923 годах.
Однако прежде чем обратиться к нему в попытках копировать, необходимо сравнить условия и размеры голода 1921—22 годов и продовольственных нехваток 1990 года, а также объем и характер предоставлявшейся тогда и необходимой сейчас помощи.
.
МАСШТАБЫ ГОЛОДА
.
Пик голода приходился, по данным статистики, на зиму 1922 — лето 1923 года. В это время число голодавших составляло соответственно 15 и 23 миллиона человек. В 1923 году среди них было 12.895 тысяч взрослых и 11 миллионов детей. Особенно пострадали Калмыцкая, Татарская республики, Чувашская, Марийская области, Челябинская губерния — в них голодало до 90 процентов населения. В Астраханской, Самарской, Царицынской, Вятской, Вотской областях, Республике немцев Поволжья, Башкирии, Киргизии и Запорожской области — от 70 до 90 процентов. В Саратовской, Уфимской и Крымской областях от 5 до 70 процентов.
Голоду сопутствовали эпидемии, коснувшиеся 1,5 миллионов человек, не считая беженцев. В момент наибольшей вспышки тифа и холеры в марте 1922 года одновременно болело 160 тысяч человек. Смертность от голода и болезней достигла 10,4 процентов. Убыль населения в голодных районах, отчасти умершего, отчасти бежавшего, за три года (1920—1923) составила 4,3 миллиона человек.
Согласно решению ВЦИК, борьбу с голодом на территории страны возглавил образованный 18 июля 1921 года Центральный Комитет помощи голодающим (ЦК Помгол). Комитет был наделен чрезвычайными полномочиями в области снабжения и распределения продовольствия. С осени 1921 года помощь голодающим наряду с Помголом возглавила АРА.
.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОЛУЧЕНИЯ ПОМОЩИ
.
Весной и летом 1921 года многочисленные зарубежные фонды, благотворительные организации и частные лица начали пытаться оказывать помощь голодающим. Но страна, только что окончившая войну, не решалась принять дары из рук недавних врагов.
Тем временем, в условиях надвигающегося
голода и растерянности Советского правительства, произошла активизация общественных и научных организаций, деятельность которых по идеологическим мотивам была свернута в период гражданской войны. В июне 1921 года проходивший в Москве Всероссийский съезд по опытному сельскохозяйственному делу постановил направить делегацию в Кремль с требованием обеспечить участие ученых в составлении планов борьбы с голодом. Посредником между интеллигенцией и большевистским правительством выступил М. Горький. Ленин принял предложение интеллигенции и 21 июля был опубликован Декрет о создании Всероссийского комитета помощи голодающим под председательством В. Г. Короленко. Пленум ЦК предоставил ВКПГ право приобретения продовольствия за рубежом, денежные сборы среди населения и распределения средств среди голодающих. Начался активный процесс создания филиалов ВКПГ за границей среди эмиграции. В США, например, в состав такого филиала вошли С. В. Рахманинов. Н. К. Рерих, профессор Корф.
Деятельность комитета, претендовавшего на значительное политическое влияние и ставшего в какой-то мере оплотом оппозиции, явно принимала невыгодное властям направление. Инициатива борьбы с голодом переходила в руки общественности.
Одновременно активизировалась позиция церкви. В июле патриарх Тихон обратился к патриархам Кентерберийскому и Нью-Йоркскому с просьбой о помощи. Священнослужители-эмигранты агитировали за направление продовольственной помощи и пожертвований непосредственно на имя Тихона, доверяя только ему их распределение.
В конце июля в центрах белой эмиграции также началась разработка плана создания Комитета помощи голодающим России.
Под давлением обстоятельств, боясь выпустить из рук инициативу помощи голодающим, а стало быть и власть на территории 18 губернии, правительство РСФСР начало зондаж позиции американцев по вопросу организации продовольственной помощи. Условием ее получения с советской стороны было признание американцами единственной возможности распределения продовольствия через органы Советской власти. На вопрос М. Горького 26 июля был получен ответ и предложения руководителя АРА Г. Гувера. За этим последовала Нота правительства РСФСР правительствам всех стран с уведомлением о том. что «Российское правительство не будет чинить трудностей и препятствий желаниям иностранных организаций и частных лиц оказать любую помощь России».
.
16 августа Женевская конференция Лиги Наций приняла решение об оказании помощи России и избрала Верховными комиссарами (по координации помощи) известного полярного исследователя и общественного деятеля Ф. Нансена и министра торговли США, руководителя АРА Г. Гувера.
.
18 августа между Гувером и советской делегацией, возглавляемой заместителем наркома иностранных дел РСФСР М. Литвиновым начались переговоры в Риге. 20 августа они завершились подписанием Соглашения, определяющего принципы функционирования представителей АРА на территории РСФСР.
.
27 августа* заручившись поддержкой американцев, ВЦИК распустил ненужный ему более Всероссийский комитет помощи голодающим. Местные комиссии • Комитета, однако, продолжали действовать, сотрудничая как с Пом- голом, так и с. уполномоченными АРА. Несмотря на Рижское соглашение, $ 6 обеспечивающее паритет для советских и американских служащих в наборе кадров местных организаций, между ними постоянно возникали трения. Советские представители обвиняли американскую администрацию в пристрастном отношении к набираемым кадрам. Советских чиновников раздражало, что американцы в основном берут на работу интеллигентов. бывших служащих царских учреждений и сотрудников распущенных большевиками общественных организаций. Соответственно возникали обвинения американцев в контрреволюционной деятельности. Несмотря на многочисленные Декреты ВЦИК и личные распоряжения Ленина, деятельность АРА на местах часто блокировалась советскими чиновниками. Нежелание помогать и настороженное отношение к американцам было характерно для всего периода деятельности АРА на территории РСФСР. Еще во время проведения предварительных переговоров с американской стороной 11 августа Ленин писал в записке Политбюро: «Условия поставить архистрогие. За малейшее вмешательство во внутренние дела — высылка и арест».
Деятельность АРА в России закончилась в 1923 году, когда угроза голода стала постепенно сходить на нет.
.
ФОРМЫ помощи
.
Основной формой помощи АРА голодающим, в первоначальном варианте — детям, было открытие столовых. Столовые, согласно Рижскому соглашению, принадлежали АРА и питание происходило только в них и только продуктами, завезенными АРА. Отпуск продуктов на дом был запрещен.
Организацию столовых и зачисление на довольствие голодающих детей производила особая комиссия, состоящая из сотрудников АРА и представителей Советской власти на местах. Первоначально, всеми организационными вопросами занимались созданные осенью 1921 года советско- американские комитеты помощи детям. Для зачисления ребенка в столовую необходимо было решение медицинской комиссии.
Состав рациона, который получали голодающие дети во всех районах, где действовали столовые АРА был почти одинаков и может быть представлен следующим меню (в граммах):
.
см табл.
.
Четверг как в понедельник, пятница как во вторник, воскресенье как в среду.
Калорийность меню — 770 калорий в сутки, что не могло быть достаточным. Однако подобные условия кормления оговаривались Соглашением: паек, получаемый в столовых АРА, мог быть только дополнительным.
.
РАЗМЕРЫ ПОМОЩИ
.
Договор Советского правительства с АРА предусматривал создание американцами системы помощи только голодающим детям. Первоначально АРА обязалась безвозмездно накормить 1 миллион детей. Однако уже к зиме 1921 года стало очевидно, что эта цифра не соответствует реальным масштабам голода. К тому времени голодало уже около 10 миллионов человек, из них половина — детей. АРА пересмотрела свои обязательства. В 1922 году на довольствии АРА состояло 3.9 миллиона детей и 5.5 миллиона взрослых, то есть 9,4 миллиона человек. Для взрослых, кормление которых АРА начала с зимы 1922 года, паек достигал 1236 калорий в сутки и выдавался на руки в сухом виде. В порядке непродовольственной помощи АРА поставила в РСФСР 230.4 тысячи пар обуви, 79.3 пар белья, 327,8 тысячи пар чулок, 80.2 тысячи платьев, 53 тысячи пальто.
В ходе борьбы с эпидемиями АРА создала 1724 больницы и 815 амбулаторий.
С 1921 по 1923 год в той или иной форме помощь АРА получили около 20 миллионов человек, продовольственную — около 10 млн.
.
ВЫВОДЫ
.
Не нужно быть историком или экономистом, чтобы заметить несводимость ситуации 1921 и 1990 годов.
В первую очередь это объясняется не столько размерами, сколько различными причинами голода начала 20-х и продовольственных нехваток начала 90-х годов.
.
Голод 1920—1923 годов был вызван, в первую очередь, резким сокращением рабочей силы на реле за счет миллионов мужчин, убитых на войне с 1914 по 1920 годы, эмигрировавших, сражавшихся в 5-ти миллионной Красной Армии и исчисляемых тысячами в партизанских
отрядах. Именно нехватка рабочих рук вызвала резкое падение урожайности и площади посевов. А это, в свою очередь, повлекло за собой голод. усиленный двухлетней засухой,
продовольственными реквизициями и полным развалом транспорта.
Продовольственные нехватки 1990 года имеют совершенно другой механизм. Они нарастают в условиях сохранения стабильных посевных площадей и даже немного повышающейся урожайности. Железные дороги еще не разрушены, в наличии даже бензин. Конечно, и голода похожего на 1921 год тоже нет. Продовольственные карточки так или иначе отовариваются. Отсутствие продовольствия как такового не ощущается. Продукты, отсутствующие в магазинах, почти всегда можно приобрести на рынке, в коммерческом или кооперативном магазине. Это определяет принципиальное отличие от 1921 года.
Тогда вопрос был в наличии продовольствия как такового, сейчас разговор идет в основном о ценах. Голод 1991 года не грозит всем. Он касается только тех, кто не может покупать продукты на рынке, по коммерческим ценам или обедать в ресторанах. Ощущение паники создает не столько исчезновение товаров, сколько рост
цен, делающих значительное количество продуктов недоступными для более чем одной четверти населения. Основной причиной продовольственных нехваток 1990 года является латентная забастовка в народном хозяйстве и введение «дефакто» рыночных отношений и рыночных цен., ^ Определенные аналогии с 1921 годом возможны лишь в вопросе о международной помощи. Сейчас, как и тогда, правительство использует советские и зарубежные средства массовой информации для получения наибольшего количества помощи, при этом желая сохранить свою монополию на ее распределение. Однако Запад, наученный горьким примером исчезновения в недрах советской системы помощи Армении, уже не так наивен.
Использовать государственную торговлю СССР для распределения продовольствия — это же все равно, что передать его на Рижский рынок.
Эта ситуация все еще не получила своего решения, но не исключено, что опыт организации продовольственной помощи АРА на территории РСФСР в начале 20-х годов может стать достаточно актуален. И вполне вероятно, что в очередях за продуктовым пайком в «перестроечной» Москве 1991 года мы встретим стариков и старух, в 1921 году выживших благодаря восьмиста калориям в день от АРА — ранней, и давно забытой формы западной солидарности ,с неудачливыми экспериментаторами Востока
Век ХХ и мир_Бюллетень Советского Комитета Защиты Мира_ежемесячно_1991_№2.pdf