Ответ на сообщение Читаете? пользователя ShockingRuby
О домашней жизни и свойствах русского народа (1591 год)
Показать скрытый текст
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ О домашней жизни и свойствах русского народа
.
О домашней жизни и свойствах русского народа можно составить некоторое понятие из того, что было сказано в главе об общественном состоянии и обычаях государства.
Что касается их телосложения, то они чаще всего роста высокого и очень полны, почитая за красоту дородность, и вместе с тем стараются отпускать и растить длинную и окладистую бороду.
Но в основном они вялы и недеятельны, что, как можно полагать, происходит частью от климата и сонливости, возбуждаемой зимним холодом, частью же от пищи, которая состоит преимущественно из кореньев, лука, чеснока, капусты и подобных овощей, производящих дурные соки; они едят их и без всего, и с другими кушаньями.
Стол у них более чем странен.
Приступая к еде, они обыкновенно выпивают чарку, или небольшую чашку, водки (называемой русским вином), потом ничего не пьют до конца трапезы, но тут уже напиваются вдоволь и все вместе, целуя друг друга при каждом глотке, так что после обеда с ними нельзя ни о чем говорить, и все отправляются на скамьи, чтобы соснуть, имея обыкновение отдыхать после обеда, как и ночью.
Если наготовлено много разного кушанья, то подают сперва печенья (ибо жареного они употребляют мало), а потом похлебки.
Напиваться допьяна каждый день всю неделю у них дело весьма обыкновенное.
Главный напиток их мед, а люди победнее пьют воду и жидкий напиток, называемый квасом, который (как мы сказали) есть не что иное, как вода, заквашенная с небольшой примесью солода.
Из-за такой пищи они могли бы часто болеть, но они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств.
Всю зиму и большую часть лета топят они свои печи, устроенные подобно банным печам в Германии, и полати их так нагревают дом, что иностранцу сначала, наверное, не понравится.
Эти две крайности, особенно зимой (жар внутри домов и стужа на дворе), вместе с пищей придают им темный, болезненный цвет лица, потому что кожа от холода и жара изменяется и морщинится, особенно у женщин, у которых цвет лица большей частью гораздо хуже, чем у мужчин.
По моему мнению, это происходит оттого, что они постоянно сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и часто парятся.
Русский человек, привыкнув к обеим крайностям, и к жару и к стуже, может переносить их гораздо легче, нежели иностранцы.
Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз.
Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить.
Однако там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивых кукол.
От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют.
Одежда их сходна с греческой.
Бояре одеваются таким образом.
На голову надевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными камнями.
Волосы на голове стригут до самой кожи, кроме тех, кто в опале у царя.
Тогда отращивает он волосы до плеч, закрывая ими лицо как можно уродливее и безобразнее.
Сверх тафьи носят большую шапку из меха чернобурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с тиарой, или высокой тульей, которая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской шапки.
На шею (всегда голую) надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных камней шириной в три или четыре пальца.
Сверх рубахи, изукрашенной шитьем, потому что летом они дома носят ее одну, надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиной до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье, с персидским кушаком, на котором вешают ножи и ложку.
Кафтаны шьют из золотой парчи, длиной они до самых лодыжек.
Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитве мехом и обшитое золотым галуном; оно называется ферязью157.
Другая верхняя одежда из камлота158 или подобной материи -- охабень159, весьма длинный, с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом.
При выходе из дому набрасывается сверх всей этой одежды (которая очень легка, хотя состоит из нескольких платьев) так называемая однорядка160, похожая на охабень, с той разницей, что шьется без воротника; она бывает обыкновенно из тонкого сукна или камлота.
Сапоги, которые носят вместо чулок, с заправленными в них внучками (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой сафьяном, и вышиваются жемчугом.
Верхнее платье обыкновенно из золотой парчи.
Со двора они всегда выезжают верхом, хотя бы на самое близкое расстояние, что соблюдается и боярскими детьми, или дворянами.
Боярские дети одеваются точно так же, употребляя только другую материю на платья, но кафтан, или нижнее платье, у них бывает иногда из золотой парчи, а прочее платье суконное или шелковое.
Благородные женщины (называемые женами боярскими) носят на голове тафтяную161 повязку (обыкновенно красную), а сверх нее шлык, называемый науруса, белого цвета.
Сверх этого шлыка надевают шапку из золотой парчи, называемую шапкой земской, с богатой меховой опушкой, с жемчугом и камнями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им.
В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными камнями.
Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями.
Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом.
Когда выезжают верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы с цветными завязками (называемые шляпами земскими).
На шее носят ожерелье в три и четыре пальца шириной, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями.
Верхняя одежда широкая, называется опашень, обыкновенно красная, с пышными и длинными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами величиной почти с грецкий орех.
Сверху, под воротником, к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины.
Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается обыкновенно из золотой парчи, под нею же ферязь земскую, которая надевается свободно и застегивается до самых ног.
На руках носят весьма красивое запястье шириной пальца в два из жемчуга и дорогих каменьев.
У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом.
Такова парадная одежда знатных женщин в России.
Платье простых дворянских жен отличается только материей, но покрой один и тот же.
Что касается мужиков и жен их, то они одеваются очень бедно: мужчина ходит в однорядке, или широком платье, которое спускается до самых пят и подпоясано кушаком, из грубого белого или синего сукна с надетой под ним шубой или длинным меховым или овчинным камзолом, в меховой шапке и в сапогах.
У мужиков победнее однорядки из коровьей шкуры.
Так одеваются они зимой.
Летом обыкновенно не носят они ничего, кроме рубахи на теле и сапог на ногах.
Женщина, когда она хочет нарядиться, надевает красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимой, а летом только две рубахи (ибо так они их называют), одна на другую и дома, и выходя со двора.
На голове носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, но большей частью повязки.
Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы.
Что касается их свойств и образа жизни, то они обладают хорошими умственными способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов, для развития их дарований воспитанием и наукой.
Правда, они могли бы заимствовать в этом случае от поляков и других соседей своих, но уклоняются от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи обычаям всех других стран.
Отчасти причина этому заключается и в том (как было замечено мной выше), что образ их воспитания, чуждый всякого основательного образования и гражданственности, признается их властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с их образом правления, которое народ едва ли бы стал переносить, если бы получил какое-нибудь образование и лучшее понятие о Боге, равно как и хорошее устройство.
С этой целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не допускать ничего иноземного, что могло бы изменить туземные обычаи.
Такие действия можно было бы сколько-нибудь извинить, если бы они не налагали особый отпечаток на самый характер жителей.
Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они так же бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх.
От этого бывает здесь множество грабежей и убийств.
Жизнь человека считается ни по чем.
Часто грабят в городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли.
Я не хочу говорить о странных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются.
Едва ли кто поверит, чтобы подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами.
Бродяг и нищенствующих у них несчетное число: голод и крайняя нужда до того их изнуряют, что они просят милостыни самым ужасным, отчаянным образом, говоря: "Подай и зарежь меня, подай и убей меня", и т. п.
Отсюда можно заключить, каково обращение их с иностранцами, когда они так бесчеловечны и жестоки к своим единоземцам.
И несмотря на то, нельзя сказать наверное, что преобладает в этой стране -- жестокость или невоздержание.
Впрочем, о последнем я и говорить не стану, потому что оно так грязно, что трудно найти приличное для него выражение.
Все государство преисполнено подобными грехами.
И удивительно ли это, когда у них нет законов для обуздания блуда, прелюбодеяния и других вопросов? Что касается верности слову, то русские большей частью считают его почти ни по чем, если могут что-нибудь выиграть обманом и нарушить данное обещание.
По истине можно сказать (как вполне известно тем, кто имел с ними более дела по торговле), что от большого до малого, кроме весьма немногих, которых очень трудно отыскать, всякий русский не верит ничему, что говорит другой, но зато и сам не скажет ничего такого, на что можно было бы положиться.
Эти свойства делают их презренными в глазах всех их соседей, особенно татар, которые считают себя гораздо честнее и справедливее русских, Те, которые внимательно обсуждали состояние обоих народов, полагают, что ненависть к образу правления и поступкам русских была до сих пор главной причиной язычества татар и их отвращения от христианской веры
© Флетчер Джайлс_О государстве русском или образ правления русского царя._(Обыкновенно называемого Царём Московскимъ)_С описанием нравов и обычаев жителей этой страны_1591г.
Скрыть текст.
О домашней жизни и свойствах русского народа можно составить некоторое понятие из того, что было сказано в главе об общественном состоянии и обычаях государства.
Что касается их телосложения, то они чаще всего роста высокого и очень полны, почитая за красоту дородность, и вместе с тем стараются отпускать и растить длинную и окладистую бороду.
Но в основном они вялы и недеятельны, что, как можно полагать, происходит частью от климата и сонливости, возбуждаемой зимним холодом, частью же от пищи, которая состоит преимущественно из кореньев, лука, чеснока, капусты и подобных овощей, производящих дурные соки; они едят их и без всего, и с другими кушаньями.
Стол у них более чем странен.
Приступая к еде, они обыкновенно выпивают чарку, или небольшую чашку, водки (называемой русским вином), потом ничего не пьют до конца трапезы, но тут уже напиваются вдоволь и все вместе, целуя друг друга при каждом глотке, так что после обеда с ними нельзя ни о чем говорить, и все отправляются на скамьи, чтобы соснуть, имея обыкновение отдыхать после обеда, как и ночью.
Если наготовлено много разного кушанья, то подают сперва печенья (ибо жареного они употребляют мало), а потом похлебки.
Напиваться допьяна каждый день всю неделю у них дело весьма обыкновенное.
Главный напиток их мед, а люди победнее пьют воду и жидкий напиток, называемый квасом, который (как мы сказали) есть не что иное, как вода, заквашенная с небольшой примесью солода.
Из-за такой пищи они могли бы часто болеть, но они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств.
Всю зиму и большую часть лета топят они свои печи, устроенные подобно банным печам в Германии, и полати их так нагревают дом, что иностранцу сначала, наверное, не понравится.
Эти две крайности, особенно зимой (жар внутри домов и стужа на дворе), вместе с пищей придают им темный, болезненный цвет лица, потому что кожа от холода и жара изменяется и морщинится, особенно у женщин, у которых цвет лица большей частью гораздо хуже, чем у мужчин.
По моему мнению, это происходит оттого, что они постоянно сидят в жарких покоях, занимаются топкой бань и печей и часто парятся.
Русский человек, привыкнув к обеим крайностям, и к жару и к стуже, может переносить их гораздо легче, нежели иностранцы.
Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз.
Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить.
Однако там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивых кукол.
От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют.
Одежда их сходна с греческой.
Бояре одеваются таким образом.
На голову надевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными камнями.
Волосы на голове стригут до самой кожи, кроме тех, кто в опале у царя.
Тогда отращивает он волосы до плеч, закрывая ими лицо как можно уродливее и безобразнее.
Сверх тафьи носят большую шапку из меха чернобурой лисицы (почитаемого за лучший мех) с тиарой, или высокой тульей, которая возвышается из меховой опушки наподобие персидской или вавилонской шапки.
На шею (всегда голую) надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных камней шириной в три или четыре пальца.
Сверх рубахи, изукрашенной шитьем, потому что летом они дома носят ее одну, надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиной до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье, с персидским кушаком, на котором вешают ножи и ложку.
Кафтаны шьют из золотой парчи, длиной они до самых лодыжек.
Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитве мехом и обшитое золотым галуном; оно называется ферязью157.
Другая верхняя одежда из камлота158 или подобной материи -- охабень159, весьма длинный, с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом.
При выходе из дому набрасывается сверх всей этой одежды (которая очень легка, хотя состоит из нескольких платьев) так называемая однорядка160, похожая на охабень, с той разницей, что шьется без воротника; она бывает обыкновенно из тонкого сукна или камлота.
Сапоги, которые носят вместо чулок, с заправленными в них внучками (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой сафьяном, и вышиваются жемчугом.
Верхнее платье обыкновенно из золотой парчи.
Со двора они всегда выезжают верхом, хотя бы на самое близкое расстояние, что соблюдается и боярскими детьми, или дворянами.
Боярские дети одеваются точно так же, употребляя только другую материю на платья, но кафтан, или нижнее платье, у них бывает иногда из золотой парчи, а прочее платье суконное или шелковое.
Благородные женщины (называемые женами боярскими) носят на голове тафтяную161 повязку (обыкновенно красную), а сверх нее шлык, называемый науруса, белого цвета.
Сверх этого шлыка надевают шапку из золотой парчи, называемую шапкой земской, с богатой меховой опушкой, с жемчугом и камнями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им.
В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными камнями.
Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями.
Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом.
Когда выезжают верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы с цветными завязками (называемые шляпами земскими).
На шее носят ожерелье в три и четыре пальца шириной, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями.
Верхняя одежда широкая, называется опашень, обыкновенно красная, с пышными и длинными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами величиной почти с грецкий орех.
Сверху, под воротником, к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины.
Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается обыкновенно из золотой парчи, под нею же ферязь земскую, которая надевается свободно и застегивается до самых ног.
На руках носят весьма красивое запястье шириной пальца в два из жемчуга и дорогих каменьев.
У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом.
Такова парадная одежда знатных женщин в России.
Платье простых дворянских жен отличается только материей, но покрой один и тот же.
Что касается мужиков и жен их, то они одеваются очень бедно: мужчина ходит в однорядке, или широком платье, которое спускается до самых пят и подпоясано кушаком, из грубого белого или синего сукна с надетой под ним шубой или длинным меховым или овчинным камзолом, в меховой шапке и в сапогах.
У мужиков победнее однорядки из коровьей шкуры.
Так одеваются они зимой.
Летом обыкновенно не носят они ничего, кроме рубахи на теле и сапог на ногах.
Женщина, когда она хочет нарядиться, надевает красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимой, а летом только две рубахи (ибо так они их называют), одна на другую и дома, и выходя со двора.
На голове носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, но большей частью повязки.
Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы.
Что касается их свойств и образа жизни, то они обладают хорошими умственными способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов, для развития их дарований воспитанием и наукой.
Правда, они могли бы заимствовать в этом случае от поляков и других соседей своих, но уклоняются от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи обычаям всех других стран.
Отчасти причина этому заключается и в том (как было замечено мной выше), что образ их воспитания, чуждый всякого основательного образования и гражданственности, признается их властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с их образом правления, которое народ едва ли бы стал переносить, если бы получил какое-нибудь образование и лучшее понятие о Боге, равно как и хорошее устройство.
С этой целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не допускать ничего иноземного, что могло бы изменить туземные обычаи.
Такие действия можно было бы сколько-нибудь извинить, если бы они не налагали особый отпечаток на самый характер жителей.
Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они так же бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх.
От этого бывает здесь множество грабежей и убийств.
Жизнь человека считается ни по чем.
Часто грабят в городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли.
Я не хочу говорить о странных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются.
Едва ли кто поверит, чтобы подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами.
Бродяг и нищенствующих у них несчетное число: голод и крайняя нужда до того их изнуряют, что они просят милостыни самым ужасным, отчаянным образом, говоря: "Подай и зарежь меня, подай и убей меня", и т. п.
Отсюда можно заключить, каково обращение их с иностранцами, когда они так бесчеловечны и жестоки к своим единоземцам.
И несмотря на то, нельзя сказать наверное, что преобладает в этой стране -- жестокость или невоздержание.
Впрочем, о последнем я и говорить не стану, потому что оно так грязно, что трудно найти приличное для него выражение.
Все государство преисполнено подобными грехами.
И удивительно ли это, когда у них нет законов для обуздания блуда, прелюбодеяния и других вопросов? Что касается верности слову, то русские большей частью считают его почти ни по чем, если могут что-нибудь выиграть обманом и нарушить данное обещание.
По истине можно сказать (как вполне известно тем, кто имел с ними более дела по торговле), что от большого до малого, кроме весьма немногих, которых очень трудно отыскать, всякий русский не верит ничему, что говорит другой, но зато и сам не скажет ничего такого, на что можно было бы положиться.
Эти свойства делают их презренными в глазах всех их соседей, особенно татар, которые считают себя гораздо честнее и справедливее русских, Те, которые внимательно обсуждали состояние обоих народов, полагают, что ненависть к образу правления и поступкам русских была до сих пор главной причиной язычества татар и их отвращения от христианской веры
© Флетчер Джайлс_О государстве русском или образ правления русского царя._(Обыкновенно называемого Царём Московскимъ)_С описанием нравов и обычаев жителей этой страны_1591г.