Ответ на сообщение Читаете? пользователя ShockingRuby
ПОЛЬСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ ИЛИ ПОЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР. Антон КЕМПИНСКИ, Варшава. Век ХХ и мир_Бюллетень Советского Комитета Защиты Мира_ежемесячно_1991_№6
Показать скрытый текст
ПОЛЬСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ ИЛИ ПОЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР
Антон КЕМПИНСКИ, Варшава
.
’’Если сравнить Польшу со странами Запада, — пишет Ян Горский, — то во многих из них пьют столько же или даже больше, однако в немногих странах пьют так, как пьет поляк. Каковы причины этого польского способа пития?”—спрашивает
автор.
Существуют различные стили пития. Совсем по-разному люди пьют для того, чтобы забываться, залить горе или для создания обстановки приятного расслабления и хорошей компании. Можно выделить несколько стилей пития
.
— неврастеничный, контактный, дионисийский, героический и самоубийственный.
Неврастенический стиль основывается на том, что пьют небольшими дозами, но часто, когда человек устал или чем-то раздражен, то есть при основных проявлениях неврастенического синдрома. Хватает одной-двух рюмок, чтобы поправить настроение и уже в нем продолжать обычное существование.
.
—Контактный стйль питий формируется у тех, у кого обычные контакты людей по каким-либо причинам затруднены. Уже после малых доз человек становится гораздо более уверенным в себе, уменьшается субъективное ощущение дистанции по отношению к ’’значимым другим”, он легче вступает в соглашения. Молчащее общество уже после первого круга оживляется, люди кажутся более симпатичными и более интересными, возрастает ощущение принадлежности к одному социальному кругу — ”мы связаны”. Это стиль пития, принятый практически во всех культурах. Здесь пьют немного, хватает самых малых доз алкоголя.
От контактного стиля легко перейти к следующему
.
— дионисийскому. "Дионисийцы” пьют много, так как ищут состояния отключения, в котором можно оторваться от повседневной реальности. Согласно’ Ницше, "...аполлонистическое отношение к миру прежде всего ценит то, что ясно, очищено, замкнуто, уравновешенно, гармонично. Дионисийское отношение к реальности прежде всего ценит полноту и полнокровность жизни, ее напряжение, которое уничтожает все границы, отрицает все законы, разрушает всякую гармонию, динамика жизни становится более важной, чем ее содержание".
Выделенные Ницше отношения к миру соответствуют "темным и ясным пространствам жизни", связанным с основным биологическим ритмом — ритмом дня и ночи. День — это господство рассудка и реальности, ночь — господство таинственных сил, диких стремлений, экстаза, сна и панического страха. Человек не может жить только днем, ему нужна и ночь. Отсюда потребность в психозе, в ином видении мира, отличном от дневного. Алкоголь удовлетворяет эту потребность.
.
— Героический стиль пития требует употребления больших доз алкоголя. Только тогда возникает ощущение своей силы и готовности к великим свершениям, которое в наших условиях кончается, как правило, бесчинством. В этом случае алкоголь освобождает таящуюся в каждом человеке героическую потенцию, в наших условиях задавленную реальностью обыденной жизни. Героические стремления — одна из прекрасных черт молодости, которую народные вожди с древнейших времен используют для достижения не всегда благородных целей.
Питие для того, чтобы залить горе, — известное явление. Надо упиться "в стельку"для того, чтобы забыть о том, что болит, чтобы покончить хоть на время с собой и своим горем.
Агрессия по отношению к окружению, как правило, связывается с аутоагрессией. Героический стиль пития переплетается с
.
— самоубийственным. Со временем наступает алкогольная деградация, а за ней приходит и социальная смерть.
* * *
Загадка польского алкоголизма состоит в том, что Польша опережает все европейские страны по числу алкоголиков, отставая по количеству выпиваемого алкоголя "на душу населения". Поляки любили и любят "пить до дна". Превалируют у нас героический и самоубийственный стили пития... Это не значит, что другие стили не существуют, однако все они легко перерастают в эти два. Начинается "с одной, для компании", а кончается героически-самоубийственным питием "до упора" — до отключений.
Вообще, героически-самоубийственный оттенок в самосознании полякам не чужд. Ни один народ на свете не начинает своего гимна со слов "Отчизна еще не погибла...”. Эта нота звучит в словах "Варшавянки" — ..."сегодня твой триумф или смерть". Легенды о героической гибели польских легионеров, кавалерии, варшавских повстанцев, о Монте Кассино, точно так же, как и хроники (хоть и не всегда согласованные с исторической правдой), содержат описание польского мученичества и таят в себе тоску о героической смерти.
Существует ли народный характер? На этот вопрос нет однозначного ответа. С биологической точки зрения, вполне возможно существование народного характера. Условия среды (среди которых у человека немалую роль играют условия культуры) складываются таким способом, что одни личностные характеристики оказываются полезными, а другие — бесполезными. Люди, обладающие полезными личностными характеристиками, имеют большие шансы на выражение и воспроизводство, нежели те, у которых таких характеристик нет... Полученные популяции будут по совокупности характеристик отличаться от популяций, живущих в других природных и культурных условиях...
* * *
Применяя одну из психиатрических типологий, польское общество в целом можно определить как общество с доминированием психастенических и истерических характеристик. Истерические черты лучше всего характеризуют верхушку польского общества... Это. в первую очередь, желание нравиться своему окружению, стремление к показухе без четкого понимания своих обязанностей, польское ’’делай то — не делай это", фантазия, граничащая с фантастической псевдологией, бурные, хотя и неустойчивые чувства, легко и быстро переходящие от одной крайности к другой. Психастенические черты более всего подходят к описанию низов польского общества. Это тихие покорные люди, очень низко оценивающие себя, трудолюбивые и обязательные, стремящиеся всегда оставаться в тени, готовые провалиться под землю, только бы кому-то не помешать.
В какой-то мере оба описанных типа личности дополняют друг друга.
так что общество из таких людей может существовать — одни митингуют, а другие работают. Исчезли шляхтичи и польские крестьяне, но соответствующие формы поведения остались — шляхетское фанфаронство и рабская покорность. Оба описанных, на первый взгляд, противоположных типа объединяет одна важная характеристика. Для тех и других основным вопросом жизни является: "...а что обо мне подумают?" Истерик пытается добиться хорошего отношения окружения фанфаронадой, а психастеник — тихой обязательностью...
Алкоголь редуцирует напряжение, связанное с невозможностью ответить на вопрос об образе самого себя. Под его влиянием человек кажется себе лучше, благородней, интеллигентней, смелее и так далее. Однако приходится пить до дна, чтобы дойти до дна своей души. А дна этого в реальности нет, и чем глубже спускаешься в самого себя, тем темнее и больше желание покончить с собой. Алкоголь помогает, принося вместо смерти потерю сознания.
Представляется, что специфические черты польского алкоголизма можно вывести из доминирования истерических и психастенических характеристик в гипотетическом народном характере. Лечение поляка, следовательно, должно основываться на формировании у пациента сознания собственной ценности и воспитания способности к объективной самооценке.
.
Сокращенный перевод С.К.
©Век ХХ и мир_Бюллетень Советского Комитета Защиты Мира_ежемесячно_1991_№6
Скрыть текстАнтон КЕМПИНСКИ, Варшава
.
’’Если сравнить Польшу со странами Запада, — пишет Ян Горский, — то во многих из них пьют столько же или даже больше, однако в немногих странах пьют так, как пьет поляк. Каковы причины этого польского способа пития?”—спрашивает
автор.
Существуют различные стили пития. Совсем по-разному люди пьют для того, чтобы забываться, залить горе или для создания обстановки приятного расслабления и хорошей компании. Можно выделить несколько стилей пития
.
— неврастеничный, контактный, дионисийский, героический и самоубийственный.
Неврастенический стиль основывается на том, что пьют небольшими дозами, но часто, когда человек устал или чем-то раздражен, то есть при основных проявлениях неврастенического синдрома. Хватает одной-двух рюмок, чтобы поправить настроение и уже в нем продолжать обычное существование.
.
—Контактный стйль питий формируется у тех, у кого обычные контакты людей по каким-либо причинам затруднены. Уже после малых доз человек становится гораздо более уверенным в себе, уменьшается субъективное ощущение дистанции по отношению к ’’значимым другим”, он легче вступает в соглашения. Молчащее общество уже после первого круга оживляется, люди кажутся более симпатичными и более интересными, возрастает ощущение принадлежности к одному социальному кругу — ”мы связаны”. Это стиль пития, принятый практически во всех культурах. Здесь пьют немного, хватает самых малых доз алкоголя.
От контактного стиля легко перейти к следующему
.
— дионисийскому. "Дионисийцы” пьют много, так как ищут состояния отключения, в котором можно оторваться от повседневной реальности. Согласно’ Ницше, "...аполлонистическое отношение к миру прежде всего ценит то, что ясно, очищено, замкнуто, уравновешенно, гармонично. Дионисийское отношение к реальности прежде всего ценит полноту и полнокровность жизни, ее напряжение, которое уничтожает все границы, отрицает все законы, разрушает всякую гармонию, динамика жизни становится более важной, чем ее содержание".
Выделенные Ницше отношения к миру соответствуют "темным и ясным пространствам жизни", связанным с основным биологическим ритмом — ритмом дня и ночи. День — это господство рассудка и реальности, ночь — господство таинственных сил, диких стремлений, экстаза, сна и панического страха. Человек не может жить только днем, ему нужна и ночь. Отсюда потребность в психозе, в ином видении мира, отличном от дневного. Алкоголь удовлетворяет эту потребность.
.
— Героический стиль пития требует употребления больших доз алкоголя. Только тогда возникает ощущение своей силы и готовности к великим свершениям, которое в наших условиях кончается, как правило, бесчинством. В этом случае алкоголь освобождает таящуюся в каждом человеке героическую потенцию, в наших условиях задавленную реальностью обыденной жизни. Героические стремления — одна из прекрасных черт молодости, которую народные вожди с древнейших времен используют для достижения не всегда благородных целей.
Питие для того, чтобы залить горе, — известное явление. Надо упиться "в стельку"для того, чтобы забыть о том, что болит, чтобы покончить хоть на время с собой и своим горем.
Агрессия по отношению к окружению, как правило, связывается с аутоагрессией. Героический стиль пития переплетается с
.
— самоубийственным. Со временем наступает алкогольная деградация, а за ней приходит и социальная смерть.
* * *
Загадка польского алкоголизма состоит в том, что Польша опережает все европейские страны по числу алкоголиков, отставая по количеству выпиваемого алкоголя "на душу населения". Поляки любили и любят "пить до дна". Превалируют у нас героический и самоубийственный стили пития... Это не значит, что другие стили не существуют, однако все они легко перерастают в эти два. Начинается "с одной, для компании", а кончается героически-самоубийственным питием "до упора" — до отключений.
Вообще, героически-самоубийственный оттенок в самосознании полякам не чужд. Ни один народ на свете не начинает своего гимна со слов "Отчизна еще не погибла...”. Эта нота звучит в словах "Варшавянки" — ..."сегодня твой триумф или смерть". Легенды о героической гибели польских легионеров, кавалерии, варшавских повстанцев, о Монте Кассино, точно так же, как и хроники (хоть и не всегда согласованные с исторической правдой), содержат описание польского мученичества и таят в себе тоску о героической смерти.
Существует ли народный характер? На этот вопрос нет однозначного ответа. С биологической точки зрения, вполне возможно существование народного характера. Условия среды (среди которых у человека немалую роль играют условия культуры) складываются таким способом, что одни личностные характеристики оказываются полезными, а другие — бесполезными. Люди, обладающие полезными личностными характеристиками, имеют большие шансы на выражение и воспроизводство, нежели те, у которых таких характеристик нет... Полученные популяции будут по совокупности характеристик отличаться от популяций, живущих в других природных и культурных условиях...
* * *
Применяя одну из психиатрических типологий, польское общество в целом можно определить как общество с доминированием психастенических и истерических характеристик. Истерические черты лучше всего характеризуют верхушку польского общества... Это. в первую очередь, желание нравиться своему окружению, стремление к показухе без четкого понимания своих обязанностей, польское ’’делай то — не делай это", фантазия, граничащая с фантастической псевдологией, бурные, хотя и неустойчивые чувства, легко и быстро переходящие от одной крайности к другой. Психастенические черты более всего подходят к описанию низов польского общества. Это тихие покорные люди, очень низко оценивающие себя, трудолюбивые и обязательные, стремящиеся всегда оставаться в тени, готовые провалиться под землю, только бы кому-то не помешать.
В какой-то мере оба описанных типа личности дополняют друг друга.
так что общество из таких людей может существовать — одни митингуют, а другие работают. Исчезли шляхтичи и польские крестьяне, но соответствующие формы поведения остались — шляхетское фанфаронство и рабская покорность. Оба описанных, на первый взгляд, противоположных типа объединяет одна важная характеристика. Для тех и других основным вопросом жизни является: "...а что обо мне подумают?" Истерик пытается добиться хорошего отношения окружения фанфаронадой, а психастеник — тихой обязательностью...
Алкоголь редуцирует напряжение, связанное с невозможностью ответить на вопрос об образе самого себя. Под его влиянием человек кажется себе лучше, благородней, интеллигентней, смелее и так далее. Однако приходится пить до дна, чтобы дойти до дна своей души. А дна этого в реальности нет, и чем глубже спускаешься в самого себя, тем темнее и больше желание покончить с собой. Алкоголь помогает, принося вместо смерти потерю сознания.
Представляется, что специфические черты польского алкоголизма можно вывести из доминирования истерических и психастенических характеристик в гипотетическом народном характере. Лечение поляка, следовательно, должно основываться на формировании у пациента сознания собственной ценности и воспитания способности к объективной самооценке.
.
Сокращенный перевод С.К.
©Век ХХ и мир_Бюллетень Советского Комитета Защиты Мира_ежемесячно_1991_№6