Ответ на сообщение Читаете? пользователя ShockingRuby
Проект учебно-методического пособия для организация высшего образования по предмету «Основы российской государственности», подготовленные проектом «ДНК России».
Показать скрытый текст
Проект учебно-методического пособия для организация высшего образования по предмету «Основы российской государственности», подготовленные проектом «ДНК России».
Его авторами стали
Юрий Иерусалимский (доктор исторических наук, завкафедрой отечественной средневековой и новой истории истфака ЯрГУ),
Вартан Багдасарян (председатель московского отделения общества «Знание», профессор кафедры госполитики факультета политологии МГУ),
Виктория Марасанова (завкафедрой рекламы и связей с общественностью ЯрГУ),
Людмила Титова (завкафедрой конфликтологии ЯрГУ),
София Кудрина (завкафедрой социологии ЯрГУ).
«Основной целью дисциплины и разработанного УМК является
формирование у обучающихся системы
- знаний,
- навыков,
- компетенций,
- ценностей,
- правил и
- норм поведения,
связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу,
- развитием чувства патриотизма и гражданственности,
- формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей
- особенности исторического пути Российского государства,
- самобытность его политической организации и
- сопряжение индивидуального достоинства и успеха с прогрессом и политической стабильностью Родины»,
- гласит преамбула к пособию.
Начинается же учебник с цитаты Николая Бердяева:
«Со всех сторон чувствовал себя русский человек окруженным огромными пространствами, и не страшно ему было в этих недрах России. Огромная русская земля, широкая и глубокая, всегда вывозит русского человека, спасает его».
«Историческая Россия в плане этнических взаимоотношений представляла собой особый тип интегрирующего государства.
Ее специфика заключалась в нехарактерном для Запада сохранении этнической идентичности и традиций населявших российскую территорию народов. Многие из них под защитой и покровительством Российского государства смогли достичь более высокого уровня собственного национального самосознания.
Русский этнически интегративный путь резко диссонировал с расистским путем развития западного колониализма, стоившего физического существования не для одного десятка народов»,
- начинают объяснять вопрос уникальности России авторы учебника во вводной части.
Далее в подглаве, посвященной общероссийским и региональным символам и монументам предлагается привести студентам в качестве примера таковых
- Музей-заповедник героической обороны Севастополя и
- мечеть «Сердце Чечни» в Грозном.
После этого предлагается поговорить со студентами о героях:
«героем человека должны признать сами обучающиеся, выбор персоналий следует поручить им на этапе подготовки к занятию. Это делает возможным появление новых и неизвестных героев. В данном разделе желательно обсудить
- освоение космоса, Арктики, оборонный потенциал страны (изобретение самолетов, танков, подводных лодок и т. д.).
Желательна организация встречи с предложенным студентами героем, например с героями СВО, в очном или дистанционном формате с ответами на вопросы и обратной связью».
Вторая глава учебно-методического пособия по предмету «Основы российской государственности», созданного в рамках проекта «ДНК России» называется
«Российское государство и цивилизация».
Начинается она снова с Бердяева (на скриншоте).
Далее обильно цитируется философ Николай Лосский, считающий основной чертой характера русского народа его
- религиозность и
- связанное с ней искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божьем.
«Высокое развитие нравственного опыта проявляется в особом интересе к различению добра и зла. Вторым первичным свойством русского характера является могучая сила воли. Именно с ней связана страстность русского человека, порождениями которой могут стать максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость…».
Доброта – еще одно первичное свойство русского народа по мысли Лосского.
Благодаря религиозности и исканию абсолютного добра она поддерживается и углубляется.
В жизни русского человека есть немало проявлений жестокости (жестокость как средство воспитания, средство устрашения преступников и т. д.).
Весьма своеобразное явление – жестокость органов государственной власти.
Представители государственной власти весьма сурово требуют выполнения законов.
Однако такое поведение не есть проявление их личной жестокости.
Через человека на службе действует само государство, поэтому индивидуальные свойства личности отступают на второй план.
Искание абсолютного добра является источником разнообразного опыта и различных способностей.
Отсюда богатое развитие духа и обилие дарований.
Сметливый практический ум русского человека проявился в весьма успешном развитии науки и технических изобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения стали факторами, содействующими высокому развитию русского искусств», - напоминают авторы учебника, после чего пишут, что
Россия не обращалась к военной силе при расширении собственной территории, для нее не носило системного характера использование силовых инструментов для удержания уже включенной в свой состав территории.
Далее авторы пособия переходят к восприятию России, как государства-цивилизации, а не части западной цивилизации.
«Идентичность России относит ее к самостоятельной цивилизации, но отношения с западной складывались неравномерно, будучи обусловленными тесными экономическими, общественными и военно-политическими связями.
На протяжении последних столетий Россию нередко напрямую относили к европейской цивилизации и называли ее членом большой европейской семьи.
Однако даже внутри того образования, которое сегодня нередко называют Западом, возможно выделить различные цивилизационные образования, чье существование объясняет фундаментальную разницу между английской и немецкой философией и различиями в культурных практиках народов и наций Южной Европы и Севера континента…
Цивилизационная идентичность является главным фактором, интегрирующим большие пространства России.
Это единство основывается на символах, идейных установках и языке, правилах, обычаях и нормах, институтах и ритуалах, а также устойчиво передается из одного поколения в другое.
Именно так – на основе преемственности, традиции, исторического опыта – веками развивается Россия и российская государственность.
Государство выступает как способ организации цивилизационного многообразия в нашей системе духовно-нравственных ценностей», - рассуждают авторы.
«Государство-цивилизация понимается как исторически устойчивое и культурно преемственное сообщество, выработавшее собственную ценностную модель и обладающее значительным социально-политическим влиянием на мировую политику.
Запад индивидуалистичен,
Восток живет большими группами, кланами.
Россия имеет собственную модель развития государственности и разные конкретно-исторические модели государства.
Россия, Запад, Восток в течение столетий влияли друг на друга, учились друг у друга, а не только конфликтовали.
Признание уникальности и особенностей конкретной цивилизации не исключает, а, наоборот, подчеркивает признание и роль мировой культуры», - пишут авторы курса «Основы российской государственности».
Потом они отмечают, что уникальность России раскрывается через понятия
- правды, соотносящейся со справедливостью;
- общинности;
- суверенной государственности;
- приоритета духовного поиска и нематериального аспекта развития над вопросами прагматической рациональности, расчета и выгодны;
- осознания самобытной миссии.
«Миссия России может трактоваться как «ковчег человечества», сохраняющий
- природные богатства и ресурсы,
- культурно-исторические традиции и
- духовно нравственные ценности, спасительные для будущего мира.
Россия – один из глобальных центров, обеспечивающий стратегический баланс геополитических интересов разных цивилизаций Востока и Запада, Севера и Юга.
В современной ситуации она – оплот справедливого современного мирового порядка, основанного на уважении национальных интересов и суверенитета.
Россию как государство-цивилизацию отличает
- наличие ясного образа будущего (Россия как суверенное, сильное, социальное государство) и
- системы ценностей,
- традиции,
- включение в реализацию масштабных задач,
- социальная направленность»,
- заключают они.
Третья глава пособия называется «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации».
«Отправными точками российской мировоззренческой традиции, сыгравшими большую роль в формировании философской основы российской государственности, стали следующие концепции:
- принцип солидарности и соборность;
- коммунитарность и всеединство;
- здоровый консерватизм», пишут авторы учебника,
и на странице 91, наконец, появляется знаменитый в политических кругах пентабазис:
«Основы российской государственности раскрываются через пятиэлементную системную модель мировоззрения
- человек (созидание и развитие)
- семья (любовь и доверие)
- общество (согласие и сотрудничество)
- страна (единство многообразия)
- государство (сила и ответственность)».
В четвертой главе студентам рассказывают основы Конституции и системы разделения властей, готовя их к главному: главе 5 «Вызовы будущего и развитие страны».
Авторы пособия пишут, что именно утрата видения будущего стала одним из факторов развала СССР и его гибели.
Эта дискуссия привлекла внимание общественности в 2020 году, когда вводились противоковидные ограничения, и люди поняли, что «завтрашний день не будет продолжением сегодняшнего».
Далее выделяется три подхода.
- Первый – это принципиальная неопределенность современного мира и концепция эйджилизации, то есть, принципиальной невозможности постановки целей ввиду того, что будущее неопределенно. Авторы критикуют этот подход, считая, что он может нанести вред государственной политике.
Потом студентам расскажут о
- Втором подходе – возможности и целесообразности проектирования будущего, более того, по мнению авторов, проектный подход к будущему оказывается особенно близок русской православной мысли.
- Третий подход как раз и исходит из представления о наличии некоей исторической заданности мирового развития. Человек может лишь ускорить или замедлить его ход. Видение будущего оказывается в этом случае проекцией видения прошлого. История в этом отношении коррелируется с футурологией.
«В свете изложенного Россия для занятия стратегического положения в новом грядущем мироустройстве должна,
- во-первых, овладеть идентичной историософией, задающей понимание развертки мирового процесса от прошлого через настоящее к будущему, и,
- во-вторых, выдвинуть проект целевого достижения желаемого будущего сообразно с коридором прогнозных возможностей.
Победа в ситуации кризисной неопределенности достигается, как это ни парадоксально, на уровне футурологии.
Победит тот, кто первый перевернет страницу настоящего и окажется в мире будущего.
Для успешного развития современных мировых цивилизаций Россия предлагает миру свой планетарный проект.
Этот проект состоит в том, что сила каждой цивилизации заключается в опоре на ее традиционные духовно нравственные ценности.
Сохранение и развитие традиционных ценностей всех цивилизаций (эти ценности во многом совпадают, но есть и присущие только определенной цивилизации) позволит сохранить уникальность каждой из них и объединит их в противоборстве с антиценностями глобализма, на которые перешла бывшая англосаксонская цивилизация.
В результате в настоящее время в ряду мировых цивилизаций англосаксонская отсутствует, а ее место занял глобальный мир.
Только с опорой на традиционные ценности могут сохраниться существующие цивилизации», - пишут авторы пособия.
Наконец, ближе к концу учебника рассказывается о концепции будущего России.
«По логике исторического воспроизводства ценностного фундамента аксиологическая платформа будущей России должна включать в себя следующие компоненты:
1) представление человечеству ценностной альтернативы тенденциям биологизации бытия человечества (коньюмеризма, гедонизма);
2) утверждение традиционного понимания добра и зла, противостояние размывающим эти категории вызовам постмодерна;
3) формирование альтернативы духовноцентричного развития человечества;
4) синтез традиции и модернизации в рамках новой модели развития, модернизация с опорой на собственное цивилизационное наследие;
5) цивилизационная полицентричность, неприятие системы монополярного мироустройства, глобального неравенства и неоколониализма;
6) ценность труда, неприятие рентно-спекулятивной модели экономики;
7) ценность семьи, как первичного элемента общественного устройства;
8) солидарность, сотрудничество и взаимопомощь как базовые ориентиры социальной жизни граждан страны;
9) соборность, свободное духовное единение людей, общение сограждан в братстве и любви;
10) симфоническая модель межэтнических отношений, сообразная с историческим опытом многонационального российского народа;
11) идеал «нравственного государства» как развитие концепта «государства социального».
12) выстраивание системы воспитания в соответствии с традиционными ценностными ориентирами, понимание человека как социальной, духовно ориентированной личности»,
- гласит методическое пособие для преподавания студентам.
Указ президента о традиционных духовно-нравственных ценностях в пособие называют основой мировоззренческого строительства в России и предсказывают, что
- Россия в XXI в. возглавит традиционалистские силы мира, так же как в XX в. возглавляла мировое коммунистическое движение.
Также Россия станет будущим мировым технологическим лидером, причем строя свое технологическое развитие с опорой на традицию, продолжают авторы.
Говоря о социальном будущем России, пособие предрекает:
«Бедность перестанет восприниматься как порок бедных, а будет восприниматься в качестве упрека для богатых.
Снизится диспропорциональность регионального развития.
С применением новых моделей организации экономической деятельности и развитием новых технологий прогресс в производительности труда позволит решить существующие проблемы с развитием человеческого потенциала.
Актуализируются традиционные для Россия идеалы, связанные с ценностями коллективизма.
Это не будет означать уравниловки.
Неравенство в доходах не исчезнет, но войдет в рамки, когда наиболее и наименее преуспевающие сохранят ощущение принадлежности к единой общности».
В демографическом будущем России авторы пособия предлагают ориентировать студентов на показательсуммарного коэффициента рождаемости – 3 (трое детей на одну женщину).
«Будут сохранены и восстановлены
- цивилизационно-ценностные принципы российской культуры, - традиционные поведенческие образцы.
- Выстроенная государственная политика должна будет обеспечивать культурный суверенитет России.
- Должны быть преодолены установки гипертрофированной коммерциализации в сфере культуры,
- снижена доля развлекательного контента по принципу шоу»,
- заключают авторы.
Наконец, последняя часть методического пособия по обучению студентов основам российской государственности посвящена национальной идее.
Процитируем лишь несколько отрывков.
- «Начинать созидание общенациональной идеи нужно с себя.
- Общенациональная идея невозможна без
-- религии,
-- государства и
-- гражданского общества.
- Мы должны строить не сытое общество, а духовно богатое.
- Желая найти удовлетворение в материальном, человек подменил временным понимание настоящего блага.
- Насаждение системы потребления как главной ценности является следствием духовно-нравственного кризиса современного западного общества.
- Общенациональная идея должна объединять, а не разделять.
- Необходимо найти такой принцип в первую очередь внутренней жизни человека, который бы не разъединял общество и людей между собой, а старался объединять, принцип, который бы укладывался в традиционные ценностные установки.
- Таковым может быть закон любви, любви как
-- милосердия,
-- сострадания,
-- взаимопонимания,
-- жертвенности,
-- патриотизма.
- Все в нашей жизни строится на любви, поэтому главная задача – научить людей чувствовать любовь
-- к ближнему,
-- к Отечеству.
- В этом и состоит общенациональная идея России, задача которой –
-- поднять значимость понятия любви и
-- научиться раскрывать его ценность в произведениях культуры, в образовательном процессе.
Ибо любовь объединяет и дает возможность жить бесконфликтно в одной многонациональной и поликультурной семье…
- Нам надо научиться любить ближних своих,
- нам надо научиться жертвовать
-- собой,
-- своим временем, -- своими силами,
-- своим здоровьем
--- во имя любви,
--- во благо своей Родины,
--- во благо своего народа.
И когда каждый из нас положит эту жертву на общий алтарь, мы построим великую страну.
Но если мы не будем любить, мы расколем общество», - пишут авторы пособия для высших учебных заведений.
«Величие нашей страны создается ее народами, которые сплачиваются вокруг общенациональной идеи.
Когда идет война, народы объединяются вокруг идеи победить врага, а когда мир – созидать процветающее Отечество.
Основа патриотического воспитания молодого поколения – идея служения Отечеству.
Именно эта идея объединяет всех людей, она позволяет нам быть едиными.
Так, в годы Великой Отечественной войны страна смогла объединиться и противостоять врагу.
Эта же идея объединила людей в годы Смутного времени.
Служение Отечеству – это исторически наша национальная идея.
Войны, которые вела Россия, были оборонительные и освободительные.
Она никогда не выступала колониальной державой.
Те земли, которые присоединялись к территории государства, становились частью Отечества.
Народы, проживающие на этих землях, не теряли свою идентичность, свою культуру и свой язык.
Они включались в ореол политики более сильного государства, но на равных правах.
В России не исчез ни один этнос.
Народы получали возможность развиваться, и развиваться за счет доминирующих в экономическом и социальном плане регионов»,
- гласит учебник, далее переходя к понятию патриотизма и служения Отечеству.
«Понятие «служение Отечеству» включает в себя
- не только необходимость защиты территориальной целостности государства.
Это понятие распространяется и на внутреннюю жизнь общества.
Строительство правового общества, базирующееся на традиционных ценностях, – это тоже служение Отечеству.
Служение Отечеству – это участие каждого из нас в развитии экономики, здравоохранения, народного просвещения, науки и культуры, защите суверенитета России.
Деятельный патриотизм также является составной частью понятия служения Отечеству.
Служение – это жертвенное явление, проявление любви, и уже одним этим оно вступает в конфликт с глобализмом, в котором такая жертва воспринимается негативно.
Совсем иначе жертвенность понимается в культурной традиции народов России.
Отсюда и патриотизм как служение народам Российской Федерации, любовь к своей большой и малой Родине.
Патриотизм, как и любовь, жертвенен.
Патриотизм не имеет ничего общего с национализмом, который ставит один народ выше другого.
Патриотизм – служение на благо всего многонационального Отечества.
Только такое жертвенное служение своей Родине, всей России может стать национальной идеей, которая объединит наше общество.
Общенациональная идея – это служение величию России, которое базируется на любви – на любви к Отечеству, на любви к ближнему.
Стяжать в своем сердце любовь – вот главная цель общенациональной идеи, поделиться ею, поделиться заботой о людях, добротой, внутренней открытостью, теплотой сердца – и дать другим согреться от твоего тепла», - заключает пособие.
Скрыть текстЕго авторами стали
Юрий Иерусалимский (доктор исторических наук, завкафедрой отечественной средневековой и новой истории истфака ЯрГУ),
Вартан Багдасарян (председатель московского отделения общества «Знание», профессор кафедры госполитики факультета политологии МГУ),
Виктория Марасанова (завкафедрой рекламы и связей с общественностью ЯрГУ),
Людмила Титова (завкафедрой конфликтологии ЯрГУ),
София Кудрина (завкафедрой социологии ЯрГУ).
«Основной целью дисциплины и разработанного УМК является
формирование у обучающихся системы
- знаний,
- навыков,
- компетенций,
- ценностей,
- правил и
- норм поведения,
связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу,
- развитием чувства патриотизма и гражданственности,
- формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей
- особенности исторического пути Российского государства,
- самобытность его политической организации и
- сопряжение индивидуального достоинства и успеха с прогрессом и политической стабильностью Родины»,
- гласит преамбула к пособию.
Начинается же учебник с цитаты Николая Бердяева:
«Со всех сторон чувствовал себя русский человек окруженным огромными пространствами, и не страшно ему было в этих недрах России. Огромная русская земля, широкая и глубокая, всегда вывозит русского человека, спасает его».
«Историческая Россия в плане этнических взаимоотношений представляла собой особый тип интегрирующего государства.
Ее специфика заключалась в нехарактерном для Запада сохранении этнической идентичности и традиций населявших российскую территорию народов. Многие из них под защитой и покровительством Российского государства смогли достичь более высокого уровня собственного национального самосознания.
Русский этнически интегративный путь резко диссонировал с расистским путем развития западного колониализма, стоившего физического существования не для одного десятка народов»,
- начинают объяснять вопрос уникальности России авторы учебника во вводной части.
Далее в подглаве, посвященной общероссийским и региональным символам и монументам предлагается привести студентам в качестве примера таковых
- Музей-заповедник героической обороны Севастополя и
- мечеть «Сердце Чечни» в Грозном.
После этого предлагается поговорить со студентами о героях:
«героем человека должны признать сами обучающиеся, выбор персоналий следует поручить им на этапе подготовки к занятию. Это делает возможным появление новых и неизвестных героев. В данном разделе желательно обсудить
- освоение космоса, Арктики, оборонный потенциал страны (изобретение самолетов, танков, подводных лодок и т. д.).
Желательна организация встречи с предложенным студентами героем, например с героями СВО, в очном или дистанционном формате с ответами на вопросы и обратной связью».
Вторая глава учебно-методического пособия по предмету «Основы российской государственности», созданного в рамках проекта «ДНК России» называется
«Российское государство и цивилизация».
Начинается она снова с Бердяева (на скриншоте).
Далее обильно цитируется философ Николай Лосский, считающий основной чертой характера русского народа его
- религиозность и
- связанное с ней искание абсолютного добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божьем.
«Высокое развитие нравственного опыта проявляется в особом интересе к различению добра и зла. Вторым первичным свойством русского характера является могучая сила воли. Именно с ней связана страстность русского человека, порождениями которой могут стать максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость…».
Доброта – еще одно первичное свойство русского народа по мысли Лосского.
Благодаря религиозности и исканию абсолютного добра она поддерживается и углубляется.
В жизни русского человека есть немало проявлений жестокости (жестокость как средство воспитания, средство устрашения преступников и т. д.).
Весьма своеобразное явление – жестокость органов государственной власти.
Представители государственной власти весьма сурово требуют выполнения законов.
Однако такое поведение не есть проявление их личной жестокости.
Через человека на службе действует само государство, поэтому индивидуальные свойства личности отступают на второй план.
Искание абсолютного добра является источником разнообразного опыта и различных способностей.
Отсюда богатое развитие духа и обилие дарований.
Сметливый практический ум русского человека проявился в весьма успешном развитии науки и технических изобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения стали факторами, содействующими высокому развитию русского искусств», - напоминают авторы учебника, после чего пишут, что
Россия не обращалась к военной силе при расширении собственной территории, для нее не носило системного характера использование силовых инструментов для удержания уже включенной в свой состав территории.
Далее авторы пособия переходят к восприятию России, как государства-цивилизации, а не части западной цивилизации.
«Идентичность России относит ее к самостоятельной цивилизации, но отношения с западной складывались неравномерно, будучи обусловленными тесными экономическими, общественными и военно-политическими связями.
На протяжении последних столетий Россию нередко напрямую относили к европейской цивилизации и называли ее членом большой европейской семьи.
Однако даже внутри того образования, которое сегодня нередко называют Западом, возможно выделить различные цивилизационные образования, чье существование объясняет фундаментальную разницу между английской и немецкой философией и различиями в культурных практиках народов и наций Южной Европы и Севера континента…
Цивилизационная идентичность является главным фактором, интегрирующим большие пространства России.
Это единство основывается на символах, идейных установках и языке, правилах, обычаях и нормах, институтах и ритуалах, а также устойчиво передается из одного поколения в другое.
Именно так – на основе преемственности, традиции, исторического опыта – веками развивается Россия и российская государственность.
Государство выступает как способ организации цивилизационного многообразия в нашей системе духовно-нравственных ценностей», - рассуждают авторы.
«Государство-цивилизация понимается как исторически устойчивое и культурно преемственное сообщество, выработавшее собственную ценностную модель и обладающее значительным социально-политическим влиянием на мировую политику.
Запад индивидуалистичен,
Восток живет большими группами, кланами.
Россия имеет собственную модель развития государственности и разные конкретно-исторические модели государства.
Россия, Запад, Восток в течение столетий влияли друг на друга, учились друг у друга, а не только конфликтовали.
Признание уникальности и особенностей конкретной цивилизации не исключает, а, наоборот, подчеркивает признание и роль мировой культуры», - пишут авторы курса «Основы российской государственности».
Потом они отмечают, что уникальность России раскрывается через понятия
- правды, соотносящейся со справедливостью;
- общинности;
- суверенной государственности;
- приоритета духовного поиска и нематериального аспекта развития над вопросами прагматической рациональности, расчета и выгодны;
- осознания самобытной миссии.
«Миссия России может трактоваться как «ковчег человечества», сохраняющий
- природные богатства и ресурсы,
- культурно-исторические традиции и
- духовно нравственные ценности, спасительные для будущего мира.
Россия – один из глобальных центров, обеспечивающий стратегический баланс геополитических интересов разных цивилизаций Востока и Запада, Севера и Юга.
В современной ситуации она – оплот справедливого современного мирового порядка, основанного на уважении национальных интересов и суверенитета.
Россию как государство-цивилизацию отличает
- наличие ясного образа будущего (Россия как суверенное, сильное, социальное государство) и
- системы ценностей,
- традиции,
- включение в реализацию масштабных задач,
- социальная направленность»,
- заключают они.
Третья глава пособия называется «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации».
«Отправными точками российской мировоззренческой традиции, сыгравшими большую роль в формировании философской основы российской государственности, стали следующие концепции:
- принцип солидарности и соборность;
- коммунитарность и всеединство;
- здоровый консерватизм», пишут авторы учебника,
и на странице 91, наконец, появляется знаменитый в политических кругах пентабазис:
«Основы российской государственности раскрываются через пятиэлементную системную модель мировоззрения
- человек (созидание и развитие)
- семья (любовь и доверие)
- общество (согласие и сотрудничество)
- страна (единство многообразия)
- государство (сила и ответственность)».
В четвертой главе студентам рассказывают основы Конституции и системы разделения властей, готовя их к главному: главе 5 «Вызовы будущего и развитие страны».
Авторы пособия пишут, что именно утрата видения будущего стала одним из факторов развала СССР и его гибели.
Эта дискуссия привлекла внимание общественности в 2020 году, когда вводились противоковидные ограничения, и люди поняли, что «завтрашний день не будет продолжением сегодняшнего».
Далее выделяется три подхода.
- Первый – это принципиальная неопределенность современного мира и концепция эйджилизации, то есть, принципиальной невозможности постановки целей ввиду того, что будущее неопределенно. Авторы критикуют этот подход, считая, что он может нанести вред государственной политике.
Потом студентам расскажут о
- Втором подходе – возможности и целесообразности проектирования будущего, более того, по мнению авторов, проектный подход к будущему оказывается особенно близок русской православной мысли.
- Третий подход как раз и исходит из представления о наличии некоей исторической заданности мирового развития. Человек может лишь ускорить или замедлить его ход. Видение будущего оказывается в этом случае проекцией видения прошлого. История в этом отношении коррелируется с футурологией.
«В свете изложенного Россия для занятия стратегического положения в новом грядущем мироустройстве должна,
- во-первых, овладеть идентичной историософией, задающей понимание развертки мирового процесса от прошлого через настоящее к будущему, и,
- во-вторых, выдвинуть проект целевого достижения желаемого будущего сообразно с коридором прогнозных возможностей.
Победа в ситуации кризисной неопределенности достигается, как это ни парадоксально, на уровне футурологии.
Победит тот, кто первый перевернет страницу настоящего и окажется в мире будущего.
Для успешного развития современных мировых цивилизаций Россия предлагает миру свой планетарный проект.
Этот проект состоит в том, что сила каждой цивилизации заключается в опоре на ее традиционные духовно нравственные ценности.
Сохранение и развитие традиционных ценностей всех цивилизаций (эти ценности во многом совпадают, но есть и присущие только определенной цивилизации) позволит сохранить уникальность каждой из них и объединит их в противоборстве с антиценностями глобализма, на которые перешла бывшая англосаксонская цивилизация.
В результате в настоящее время в ряду мировых цивилизаций англосаксонская отсутствует, а ее место занял глобальный мир.
Только с опорой на традиционные ценности могут сохраниться существующие цивилизации», - пишут авторы пособия.
Наконец, ближе к концу учебника рассказывается о концепции будущего России.
«По логике исторического воспроизводства ценностного фундамента аксиологическая платформа будущей России должна включать в себя следующие компоненты:
1) представление человечеству ценностной альтернативы тенденциям биологизации бытия человечества (коньюмеризма, гедонизма);
2) утверждение традиционного понимания добра и зла, противостояние размывающим эти категории вызовам постмодерна;
3) формирование альтернативы духовноцентричного развития человечества;
4) синтез традиции и модернизации в рамках новой модели развития, модернизация с опорой на собственное цивилизационное наследие;
5) цивилизационная полицентричность, неприятие системы монополярного мироустройства, глобального неравенства и неоколониализма;
6) ценность труда, неприятие рентно-спекулятивной модели экономики;
7) ценность семьи, как первичного элемента общественного устройства;
8) солидарность, сотрудничество и взаимопомощь как базовые ориентиры социальной жизни граждан страны;
9) соборность, свободное духовное единение людей, общение сограждан в братстве и любви;
10) симфоническая модель межэтнических отношений, сообразная с историческим опытом многонационального российского народа;
11) идеал «нравственного государства» как развитие концепта «государства социального».
12) выстраивание системы воспитания в соответствии с традиционными ценностными ориентирами, понимание человека как социальной, духовно ориентированной личности»,
- гласит методическое пособие для преподавания студентам.
Указ президента о традиционных духовно-нравственных ценностях в пособие называют основой мировоззренческого строительства в России и предсказывают, что
- Россия в XXI в. возглавит традиционалистские силы мира, так же как в XX в. возглавляла мировое коммунистическое движение.
Также Россия станет будущим мировым технологическим лидером, причем строя свое технологическое развитие с опорой на традицию, продолжают авторы.
Говоря о социальном будущем России, пособие предрекает:
«Бедность перестанет восприниматься как порок бедных, а будет восприниматься в качестве упрека для богатых.
Снизится диспропорциональность регионального развития.
С применением новых моделей организации экономической деятельности и развитием новых технологий прогресс в производительности труда позволит решить существующие проблемы с развитием человеческого потенциала.
Актуализируются традиционные для Россия идеалы, связанные с ценностями коллективизма.
Это не будет означать уравниловки.
Неравенство в доходах не исчезнет, но войдет в рамки, когда наиболее и наименее преуспевающие сохранят ощущение принадлежности к единой общности».
В демографическом будущем России авторы пособия предлагают ориентировать студентов на показательсуммарного коэффициента рождаемости – 3 (трое детей на одну женщину).
«Будут сохранены и восстановлены
- цивилизационно-ценностные принципы российской культуры, - традиционные поведенческие образцы.
- Выстроенная государственная политика должна будет обеспечивать культурный суверенитет России.
- Должны быть преодолены установки гипертрофированной коммерциализации в сфере культуры,
- снижена доля развлекательного контента по принципу шоу»,
- заключают авторы.
Наконец, последняя часть методического пособия по обучению студентов основам российской государственности посвящена национальной идее.
Процитируем лишь несколько отрывков.
- «Начинать созидание общенациональной идеи нужно с себя.
- Общенациональная идея невозможна без
-- религии,
-- государства и
-- гражданского общества.
- Мы должны строить не сытое общество, а духовно богатое.
- Желая найти удовлетворение в материальном, человек подменил временным понимание настоящего блага.
- Насаждение системы потребления как главной ценности является следствием духовно-нравственного кризиса современного западного общества.
- Общенациональная идея должна объединять, а не разделять.
- Необходимо найти такой принцип в первую очередь внутренней жизни человека, который бы не разъединял общество и людей между собой, а старался объединять, принцип, который бы укладывался в традиционные ценностные установки.
- Таковым может быть закон любви, любви как
-- милосердия,
-- сострадания,
-- взаимопонимания,
-- жертвенности,
-- патриотизма.
- Все в нашей жизни строится на любви, поэтому главная задача – научить людей чувствовать любовь
-- к ближнему,
-- к Отечеству.
- В этом и состоит общенациональная идея России, задача которой –
-- поднять значимость понятия любви и
-- научиться раскрывать его ценность в произведениях культуры, в образовательном процессе.
Ибо любовь объединяет и дает возможность жить бесконфликтно в одной многонациональной и поликультурной семье…
- Нам надо научиться любить ближних своих,
- нам надо научиться жертвовать
-- собой,
-- своим временем, -- своими силами,
-- своим здоровьем
--- во имя любви,
--- во благо своей Родины,
--- во благо своего народа.
И когда каждый из нас положит эту жертву на общий алтарь, мы построим великую страну.
Но если мы не будем любить, мы расколем общество», - пишут авторы пособия для высших учебных заведений.
«Величие нашей страны создается ее народами, которые сплачиваются вокруг общенациональной идеи.
Когда идет война, народы объединяются вокруг идеи победить врага, а когда мир – созидать процветающее Отечество.
Основа патриотического воспитания молодого поколения – идея служения Отечеству.
Именно эта идея объединяет всех людей, она позволяет нам быть едиными.
Так, в годы Великой Отечественной войны страна смогла объединиться и противостоять врагу.
Эта же идея объединила людей в годы Смутного времени.
Служение Отечеству – это исторически наша национальная идея.
Войны, которые вела Россия, были оборонительные и освободительные.
Она никогда не выступала колониальной державой.
Те земли, которые присоединялись к территории государства, становились частью Отечества.
Народы, проживающие на этих землях, не теряли свою идентичность, свою культуру и свой язык.
Они включались в ореол политики более сильного государства, но на равных правах.
В России не исчез ни один этнос.
Народы получали возможность развиваться, и развиваться за счет доминирующих в экономическом и социальном плане регионов»,
- гласит учебник, далее переходя к понятию патриотизма и служения Отечеству.
«Понятие «служение Отечеству» включает в себя
- не только необходимость защиты территориальной целостности государства.
Это понятие распространяется и на внутреннюю жизнь общества.
Строительство правового общества, базирующееся на традиционных ценностях, – это тоже служение Отечеству.
Служение Отечеству – это участие каждого из нас в развитии экономики, здравоохранения, народного просвещения, науки и культуры, защите суверенитета России.
Деятельный патриотизм также является составной частью понятия служения Отечеству.
Служение – это жертвенное явление, проявление любви, и уже одним этим оно вступает в конфликт с глобализмом, в котором такая жертва воспринимается негативно.
Совсем иначе жертвенность понимается в культурной традиции народов России.
Отсюда и патриотизм как служение народам Российской Федерации, любовь к своей большой и малой Родине.
Патриотизм, как и любовь, жертвенен.
Патриотизм не имеет ничего общего с национализмом, который ставит один народ выше другого.
Патриотизм – служение на благо всего многонационального Отечества.
Только такое жертвенное служение своей Родине, всей России может стать национальной идеей, которая объединит наше общество.
Общенациональная идея – это служение величию России, которое базируется на любви – на любви к Отечеству, на любви к ближнему.
Стяжать в своем сердце любовь – вот главная цель общенациональной идеи, поделиться ею, поделиться заботой о людях, добротой, внутренней открытостью, теплотой сердца – и дать другим согреться от твоего тепла», - заключает пособие.